12+

Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»

Что такое «живые уроки»? Чем они отличаются от обычных экскурсий? Чем они могут быть полезны учителям и школьникам? Эти и другие вопросы частично пытались разрешить организаторы и участники тестового маршрута «Калейдоскоп живых уроков», на днях прошедшего в Вологде.

Если говорить простым языком, «живые уроки» – это интерактивные уроки, проводящиеся в музеях, храмах, на улицах, учреждениях общепита и т.д. От обычных экскурсий и мастер-классов, на которые школьники вместе с педагогами выезжают в рамках внеклассной деятельности, такие занятия отличаются тем, что по тематике и структуре они схожи с настоящими школьными уроками. Более того – они хорошо вписываются в учебную программу. На «живых уроках», подобно урокам в общеобразовательных учреждениях, экскурсовод вместе с детьми ставит цели и задачи занятия, использует разнообразные способы подачи материала, закрепляет полученные в ходе занятия знания, умения и навыки. Скажем, урок предмета «Окружающий мир» по достопримечательностям родного города учитель может проводить не в классе, используя изображения архитектурных сооружений, а на свежем воздухе, вместе с экскурсоводом проходя по площадям и улицам города, где дети могут воочию наблюдать те объекты, о которых идет речь на уроке.

Уроки-экскурсии, уроки-мастер-классы, уроки-квесты, уроки-игры – в перспективе жанровый спектр таких «живых уроков» может увеличиваться до бесконечности.

Проект «Живые уроки» федеральный, инициированный крупнейшими российскими туроператорами и услышанный на государственном уровне и на уровне администраций регионов. Проект очень молодой – он существует с 2016 года – но активно развивающийся и расширяющий свою географию. 25 регионов России на сегодняшний день подключились к идее проведения «живых уроков». Что касается Вологодской области, то она включилась в проект в апреле 2017 года –  соглашение о взаимодействии между Правительством Вологодской области и Российским союзом туриндустрии по развитию детского образовательного туризма на основе реализации пилотного проекта «Живые уроки» подписано в рамках  XVI Межрегиональной выставки туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера».

Пока представители вологодской туриндустрии пытаются определить для себя, как они могут работать в рамках данного проекта. Определенные шаги уже сделаны – представители областного туристического бизнеса и Департамента культуры и туризма области вошли в  состав межрегионального координационного и экспертного совета проекта «Живые уроки», в области создана региональная рабочая группа по реализации и продвижению проекта, сопредседателями которой являются заместитель начальник Департамента культуры и туризма Дмитрий Шевцов и заместитель директора туристической компании «Интелтур» Тамара Журавлева, которая изначально выступала инициатором участия Вологодской области в проекте.

 «Проект «Живые уроков» хорош тем, что в нем объединяются потенциалы сфер культуры, туризма и образования, – рассказала Тамара Журавлева. – И он должен быть обоюдовыгодным: турфирмы разрабатывают и предлагают такие турпродукты, которые могут использоваться непосредственно в общеобразовательном процессе, а образовательные учреждения получают живое, интересное, интерактивное подспорье в проведении уроков и внеклассных занятий. Сближение со сферой образования очень важно нам, представителям туриндустрии. Мы нащупываем: что нужно? что востребовано? какие формы и виды мы можем предложить? Это огромный импульс к развитию, к разработке новых методик формирования новых качественных и востребованных туров для нашей целевой аудитории – школьников, которым предлагается воспринимать учебную программу в том числе и  вот в таком интересном виде: экскурсии, игры, квесты и т.д. Готовые программы вологодских туроператоров и турфирм будут согласовываться с Департаментом культуры и туризма и Департаментом образования области. Одобренные программы – своего рода подсказка директорам школ и учителям: этим можно пользоваться».

 «Живые уроки» в масштабах страны хороши тем, что каждый регион может создавать и предлагать свою модель: кто-то организует целые турпоезда, кто-то делает упор на событийные мероприятия, вплетая их в образовательный процесс, кто-то идет путем разрабатывания непосредственно уроков, в которых присутствуют все элементы учебного занятия. Пока проект находится в стадии становления, и те из регионов, у кого уже имеется удачный опыт, незамедлительно делятся им с коллегами.

Проведенный несколько дней назад в Вологде тестовый маршрут «Калейдоскоп живых уроков», участниками и организаторами которого выступили представители вологодских и череповецких турфирм совместно с Департаментом культуры и туризма Вологодской области, также стал одним из пробных мероприятий, где представители вологодской туриндустрии тестировали на себе шесть предложенных коллегами «живых уроков».

Очень динамичную и интересную обзорную квест-экскурсию «Исторические площади Вологды», начавшуюся у театра «Теремок» – на бывшей Плац-Парадной площади города – и закончившуюся у памятника Батюшкову на Кремлевской площади, провела Наталья Некрасова из бюро международного молодежного туризма «Спутник». Подобная экскурсия может быть предложена в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе.  Еще одну квест-экскурсию «Вологда – город, где сбываются мечты», провели Ксения Коричева и Светлана Полякова из туристической компании «Перекресток».

Более сложным путем пошла Марина Ольшевская из турклуба «Пилигрим», предложившая урок «Храм у школы» в рамках предмета «Истоки». На этом пробном уроке-экскурсии присутствовали и ребята, посещающие один из летних городских лагерей. Как признались потом представители некоторых турфирм, они несколько опасались за такую тонкую и деликатную тему. Но экскурсовод Лариса Мальцева с успехом  провела урок в храме Александра Невского, тактично и ненавязчиво  рассказывая об основных православных понятиях, образах, таинствах, правилах поведения и т.д. «У нас было много споров по экскурсии в храме, – прокомментировала позже Тамара Журавлева. – Нужно ли это давать детям? Имеем ли мы моральное право? Но на пробном уроке мы увидели, что все получается. И детям было интересно, они внимательно слушали, это было незатянуто, познавательно. Я сама удивилась – насколько, оказывается, наши дети могут воспринимать такую информацию.  Сейчас, после этого текстового тура, мы уже сами будем смелее в предложении таких программ».

В художественном отделе Вологодского музея-заповедника заведующая отделом Ангелина Глебова  провела программу по народному искусству и вологодским росписям. А в музее «Мир забытых вещей» экскурсовод Лариса Катерберг рассказывала о семейных традициях и обрядах: такая тема будет уместна при раскрытии темы «Радоваться всей семьей» программы «Истоки» в 4 классе.

И даже обед участники пилотного маршрута «Калейдоскоп живых уроков» провели необычно: учились изготавливать клюкву в сахаре в одном из ресторанов Вологды (что, кстати, тоже может быть использовано как интерактивный элемент «живого урока»).

«Образовательных экскурсий очень много, но они в большинстве своем не структурированы и не привязаны к конкретной школьной программе, к конкретным предметам, конкретным темам урока, - рассказала куратор проекта, консультант управления развития туризма и музейной деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области Наталья Волынцева. – В вологодском варианте «Живых уроков» мы видим нашу задачу как раз привязать экскурсию к программе, придать ей структуру, схожую со структурой школьного урока, чтобы экскурсоводы умели ставить тему, цели, задачи, закрепить полученные в ходе экскурсии знания и умения. Пока мы проводим апробацию таких уроков, что называется, «сами на себе» –  в пробном маршруте участвуют представители вологодских и череповецких туристских организаций. Скоро подобный образовательный маршрут будет предложен представителям образования, учителям. А третьим, и самым ответственным этапом будет организация образовательного экскурсионного экспресса для школьников области». 

Пока проект «Живые уроки» на Вологодчине движется ко второму пункту «программы-максимум»: в августе 2017 года он будет представлен на областной конференции для педагогических работников области.

Елена Легчанова