12+

Арт-объект арт-объекту рознь: в Вологде предлагают упорядочить установку малых архитектурных форм

Встреча на эту тему прошла в рамках тематической площадки «Культура» в региональном штабе Общероссийского народного фронта по Вологодской области. Инициатором встречи выступил известный вологодский экскурсовод, автор нескольких книг о Вологде Александр Сазонов. Необходимость подобного разговора, по его мнению, давно назрела: в последние годы в исторической части города появилось много арт-объектов, и если одни удачно вписались в городскую среду, то другие смотрятся чужеродными. «В Вологде арт-объекты растут как грибы. У нас уже есть 5 авторских скамеек, 3 дерева, 3 птички, 2 собачки, 2 подковы, 1 ладья… Все ли они радуют глаз? – размышляет Александр Сазонов. – Мне лично нравятся те работы, которые связаны с местом установки или с историей города, которые говорят что-то об особенностях местных жителей или вызывают улыбку. Это памятник 100-летию электрического освещения в Вологде у пешеходного моста, скамья влюбленных у бюста Пушкина, памятник букве О в Кремлевском саду, скамейка «Посидим, поокаем» на берегу реки, резной палисад – пожалуй, всё».

Арт-объекты, не связанные с вологодской историей, по мнению Александра Сазонова, размывают образ города и его идентичность, прививают любовь к эрзацу в противовес любви к подлинной материальной культуре прошлого. Смысловое наполнение ряда арт-объектов порой остается загадкой – таковы, к примеру, «Дверь в…» и птица-говорун. Сомнения подчас вызывает и художественное исполнение арт-объекта, пример – памятник легендарному основателю Вологды Герасиму. «Часть арт-объектов – это растиражированный китч, как огромная зеленая рука, которая кочует по городу и сейчас «проросла» на площади Чайковского, или объекты с сердечком «Я люблю Вологду». Они везде ставятся – и в Амстердаме видел, и в российских райцентрах, – но никакому городу они не добавляют ни красоты, ни своеобразия». Некоторые объекты не вписываются в городскую среду, выглядят избыточными украшениями.

Участники встречи высказали мнения о сложившейся в городе практике установки арт-объектов. Так, Ольга Смирнова, координатор градозащитного движения «Настоящая Вологда», отмечает, что порядок установки малых архитектурных форм и памятных знаков сегодня не регламентируется нормативными документами: «В Правилах благоустройства есть перечисление этих объектов, но не указано, как они размещаются на территории города. Мне кажется разумным рассмотрение этого вопроса специальной комиссией. Это касается не только арт-объектов, но и памятных знаков. Учитывая то, что исторический центр сейчас перенасыщен арт-объектами, это должна быть комиссия не только по установке, но и по сносу – на мой взгляд, первыми кандидатами на снос должны быть подковы, установленные этим летом в парке ВРЗ. Для принятия взвешенного решения об установке очередного объекта необходимо также составить перечень того, что уже имеется, а вопросы установки необходимо выносить на общественное обсуждение».

Недавно в Вологде вступило в силу Постановление № 608 об установке объектов монументально-декоративного искусства на территории города – об этом участникам встречи рассказал Александр Борисовский, заместитель начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды. В Постановлении закреплен состав документов, которые нужно представить на рассмотрение Департамента при желании установить памятный знак или малую архитектурную форму, однако рассмотрение вопроса об установке специальной комиссией не предусмотрено. Все арт-объекты, имеющиеся в Вологде на сегодняшний день, установлены до момента вступления этого документа в силу.

Сделать правила установки арт-объектов максимально строгими предложил и Герман Титов, сопредседатель РШ ОНФ по Вологодской области: «Мы как-то очень легко относимся к наполнению города этими предметами. Это засорение ментального пространства – они ломают восприятие города. Установить любой арт-объект должно быть чрезвычайно сложно, и это решение должны принимать эксперты, возможно, даже уровня Министерства культуры. Мнение жителей нужно учесть, но не оно должно быть решающим: житель будет выражать массовую точку зрения».

Заниматься в первую очередь созданием удобной среды, а уже потом думать об установке арт-объектов призывает экскурсовод Екатерина Хоботова: «Мой любимый арт-объект в Вологде – памятник 100-летию электрического освещения. Почему? Потому что его незаметно – он настолько хорошо вписался в окружающую городскую среду, что не выглядит лишним. Пока мы не будем смотреть, что находится вокруг того места, где хотим поставить подкову, ладью и пр., мы не сделаем это место приятным для глаза». По мнению Екатерины Хоботовой, возможность вписать арт-объект в среду должна оцениваться профессионалами, причем не только художниками и историками, но и архитекторами, промышленными дизайнерами.

Идею составления реестра уже установленных памятных знаков и арт-объектов поддержала Елена Доможирова, начальник управления культуры Администрации города Вологды: «Мне кажется, нужна концепция архитектурно-художественного оформления Вологды, утвержденная на общественных слушаниях. Реестр памятных знаков, мемориальных досок и арт-объектов однозначно должен быть приложением к ней».

В итоге участники встречи выработали предложения по упорядочению установки арт-объектов, или малых архитектурных форм, которые направлены в адрес Администрации города:

· разработать программу (концепцию) архитектурно-художественного оформления города;

· учредить должность главного художника города;

· внести в Постановление № 608 изменения, предусматривающие возможность сноса малохудожественных малых архитектурных форм, а также ограничение времени их размещения;

· установить жесткие критерии отбора малых архитектурных форм, отдавать приоритет тем, которые связаны с историей города и местом установки;

· создать комиссию, которой поручить ведение реестра малых архитектурных форм, а также принятие решения об их перемещении или сносе.

Светлана Гришина