12+

Александр Пестерев: «Живопись – это нервоз»

– И только состояние нервоза и полной неопределенности, необходимость высказать и невозможность это сделать ведут меня в живописи. Я вообще удивляюсь, как возможна арт-терапия: неужели, рисуя, можно лечиться? – удивляется Александр Сергеевич.

Несмотря на муки творчества, своей выставке, открывшейся в Мастерской Пантелеева, автор дал вполне идиллическое название «Вижу люблю». Работы очень разные, и все они были отобраны искусствоведами с большим вкусом. «Вижу люблю» – внешне бессюжетные картины в жанре натюрморта – самом философском жанре изобразительного искусства.

Почему экспозиция получила такое название, рассказала жена художника, искусствовед Ольга Силина:

– Любимый жанр Александра Пестерева – натюрморт. Он практически не пишет пейзажи, крайне редко берется за портреты и уже лет так 35 все свои идеи пропускает именно через натюрморт. Ему нравится показывать мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Эти предметы связывают разные взаимоотношения: здесь есть любовь, ситуация конфликта, есть тема пути. Но при этом живопись художника внешне минималистична – предмет, тень, фон. Оказывается, чтобы сказать главное, много и не надо.

Куратором выставки стала искусствовед ВОКГ Юлия Горелькова. Чтобы приблизиться к пониманию творчества А. Пестерева, она отправилась в мастерскую художника, побывала в его доме в Ферапонтово:

– Когда я увидела их дом, потрясающий вид из огромного панорамного окна на Ферапонтов монастырь, белое пространство Бородаевского озера, то пазлы стали понемножку складываться. «Вижу люблю» – это целое мировоззрение, метафора видения жизни художника, которое он выражает в пространстве полотна, в игре текстур, линий и слоев. Проходит эпоха, уходят люди, а вещи остаются. И только они могут рассказать новому поколению о времени, их породившем. Вещи безмолвны, но само их молчание начинает «рассказывать» свою собственную историю, когда пытаешься осмыслить их в рамках конкретной картины, разглядывая цветок, раковину или сосуд. Вещи обретают «сверхпредметное», символическое значение.

Все выступающие на открытии выставки искусствоведы и художники отмечали глубину и сложность картин Александра Пестерева, их смысловую и духовную наполненность. И даже профессионалы признавали, что понять и осмыслить творчество Александра Сергеевича, а тем более выразить в словах свое отношение к нему – задача не из простых. Однако автор их успокоил, ответив так: «Живопись не имеет прямого вербального толкования. Она потому и существует, что невозможно выразить словами то, что «говорит» в своих работах художник».

Влада Кустова