Это спектакль для тех, кто соскучился по простым человеческим чувствам и живому слову. По шукшинскому слову, которому не нужно подбираться к сердцу зрителя окольными путями – оно доходит до него сразу, напрямик, как откровение, как задушевный разговор с близким человеком.

Тандем заслуженных артистов России Всеволода Чубенко и Олега Емельянов представляют на суд зрителей новую работу – спектакль «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина. Это уже третий совместный проект, придуманный и воплощенный в жизнь двумя артистами «от» и «до»: от возникновения идеи до ее реализации, от режиссуры до актерского воплощения, от подборки музыкального сопровождения до изготовления декораций.

Создатели спектакля ничего не присочиняют от себя, строго следуя шукшинскому тексту. «Слово Шукшина само по себе очень емкое, сочное, произносить и слышать его – одно удовольствие», – говорят актеры.

По словам артистов, Шукшин давно не отпускает их. Много лет назад они уже делали этюд по его рассказу «Хозяин бани и огорода» в Вологодском театре для детей и молодежи, где оба работали. Эта зарисовка не была представлена зрителям: все происходило во внутренней творческой лаборатории ТЮЗа, где была практика делать самостоятельные актерские работы и показывать их только «на коллективе». После этого идея сделать полноценную постановку по Шукшину много раз посещала артистов, и в этом году, наконец, обрела окончательные формы и вылилась в спектакль.

Тот первый рассказ, ставший отправной точкой – «Хозяин бани и огорода» – тоже вошел в этот новый спектакль, но уже не в качестве главного сюжета, а став в один ряд с шестью другими рассказами: «Воскресная тоска», «Раскас», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала», «Дядя Ермолай» и «Охота жить». Авторы спектакля пошли путем от простого к сложному: начав с более легких, юмористических зарисовок («Раскас», «Космос», «Хозяин бани и огорода»), они заканчивают глубокой и драматичной «Охотой жить», давшей название всему спектаклю.

Актуален ли Шукшин сегодня? Чубенко с Емельяновым в один голос говорят: «да». «Деревенская проза сейчас, прямо скажем, не на пике популярности, но ведь у Шукшина не только про деревню, вернее, не столько про деревню, – считает Всеволод Чубенко. – Да, мотивы противопоставления города и деревни есть в выбранных нами для постановки рассказах: то жена сбежала в город, то дети уехали в город, то парень рвется в город. Но это такая внешняя условность, что ли. Мы так или иначе все равно говорим о людях, об отношениях – а они вечные, и без разницы, в каком веке и в какой социальной среде это происходит. Мы выбрали то, что максимально не привязано к конкретному времени – оно привязано к жизни. Все, что мы показываем, – это про всех нас и для всех нас».

«Люди, как нам кажется, соскучились по простым человеческим чувствам, – добавляет Олег Емельянов. – Создается ощущение, что все, что вокруг нас сейчас происходит, вся эта информационная среда пытается подменить настоящую жизнь каким-то суррогатом. Мнимое вытесняет настоящее. Настоящее – оно простое и понятное, обычное, но в этом и есть его ценность. И к этой ценности мы пытаемся вернуть зрителя нашим спектаклем – увести его от мнимости, от пошлости современной жизни к основам, к истокам, к простоте».

Основной жизнеутверждающий посыл спектакля звучит и в начале, и в финале постановки, и эхом отзывается в самом его названии: «… И очень хочется жить!..». Жить охота всем: и старикам, и молодым, и сбежавшему зэку, рвущемуся в город, и не видевшему в жизни ничего, кроме работы, деревенскому мужику. Ценность жизни – любой, самой по себе – утверждают и шукшинские герои, и вслед за ними создатели спектакля.

«Мы постарались, чтобы спектакль был разноплановый: зритель сам выберет, что ему будет особенно близко и интересно. Кто-то придет посмеяться – пожалуйста, на здоровье. Кто-то придет задуматься – и в этом тоже преуспеет, – рассказал Всеволод Чубенко. – В конце спектакля мы вместе с Шукшиным размышляем: а как жили эти люди, его герои, а «про что» они жили, а правильно ли они жили? И звучит основная мысль, закольцовывающая все действие: охота жить!».

Немудрящие декорации: несколько деревянных скамеек и табурет, шкаф-вешалка да деревянные подмостки, – создают ненавязчивый фон спектакля, идеально подходя для любой истории: для разговора около деревенской баньки или беседы в завьюженном охотничьем домике в лесу. Весь реквизит актеры подобрали сами: что-то, порывшись в кладовках у родителей, что-то – доделав своими руками. С костюмами – та же сама история: рубашки из упраздненного родительского гардероба с длинными воротниками-«ушками» по моде 1960-70-х, меховая безрукавка, мятый картузик... «В конце XIX – начале XX века было такое понятие “актер или актриса со своим гардеробом”. Так и мы: актеры со своим гардеробом», – шутит Чубенко.

Новый спектакль, еще не представленный зрителю и опробованный только на прессе и «своих», уже пригласили в Белозерск, где в октябре пройдет VIII фестиваль социального документального кино «Человек в кадре», посвященном памяти Василия Шукшина.

В Вологде премьера состоится 19 и 20 августа на сцене Дома актера ( ул. Ленинградская, 4) – правда, билетов на эти показы уже не осталось. Следующий показ спектакля состоится 17 сентября. Начало в 19.00. Заказ билетов по тел. (8172) 21-16-00 или в группе «Своего театра».

Теги: свой театр, Всеволод Чубенко, Олег Емельянов, Василий Шукшин
Елена Легчанова

Новости по теме