Новое прочтение «энциклопедии русской жизни», созданной Пушкиным, предложил театралам заслуженный артист России Всеволод Чубенко. На сцене музея «Мир забытых вещей» он представил свой новый спектакль «Муж Татьяны», символично сыграв его к Татьяниному дню.

Взяв за основу спектакля текст первоисточника – пушкинский роман «Евгений Онегин» – Чубенко сохранил его поэтическую форму и, совершив «ход конем», повел со сцены рассказ в стихах от лица супруга Татьяны Лариной – «важного генерала» князя N, имя которого в романе так и осталось неназванным.

Известно, что муж Татьяны был родственником и другом Евгения Онегина; когда-то в юности они вместе проводили время и «проказничали» («С Онегиным он вспоминает/ Проказы, шутки прежних лет»). В спектакле Чубенко муж Татьяны удивительным образом из второстепенного персонажа становится если не центральной фигурой, то, однозначно, главным связующим звеном между героями. Возникает ощущение, что кульминационная встреча Евгения и Татьяны, когда тот был пленен «равнодушной княгиней и неприступной богиней» и ее положением в свете, явно была предопределена и даже произошла по личному замыслу князя N. По ходу действия его взгляд «изнутри» обжигает, обнажает сокровенные мысли героев: вместе с ними он проживает историю их «не совпавшей» друг с другом любви.

Общий тон повествования от лица мужа главной героини легок и ироничен, на другие интонации актер сбивается, когда говорит о Татьяне или Онегине. К Татьяне рассказчик испытывает всепоглощающую нежность и гордость, к Онегину, особенно под конец спектакля, – нескрываемое презрение (это презрение неторопливо и устало князь в конце запивает горькой и «заедает» лимончиком).

Моноспектакль «Муж Татьяны» – простой и одновременно сложный пример того, как актер предельно откровенен перед зрителем и творчески свободен. Он мастерски перевоплощается в одного или нескольких персонажей или являет образ автора, не прибегая к театральным уловкам и не прячась за декорациями. Собственно, ему и спрятаться-то негде: на сцене только «фон» – ширма, столик да два портрета: мужской и женский. Вся сила спектакля – в красоте пушкинского слова и актерской эмоции, которая немедленно передается зрителям. В подражание автору романа, в книге отзывов появляются такие слова: «Чем больше мы Чубенко любим, тем больше нравится он нам! Потрясающе! Пушкин открывается снова!».

Теги: свой театр, Всеволод Чубенко, Мир забытых вещей
Кристина Страмова

Новости по теме