12+

Светлое, поэтичное полотно Мануила Аладжалова «Поле. После дождя» представляет «Арт-мозаика»

Яркий образец русской пейзажной живописи – светлое, поэтичное полотно Мануила Аладжалова «Поле. После дождя» – представляет проект «Арт-мозаика».

Мануил Христофорович Аладжалов (1862–1934) – автор лирического пейзажа, чье творчество было мало знакомо широкой публике, а сегодня привлекает активное внимание исследователей. Он принадлежит к художникам из окружения таких крупных мастеров московской живописной школы конца XIX – начала XX века, как Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров.

Мануил Аладжалов жил и работал в Москве. Он стал продолжателем традиций, формировавшихся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Многие определяющие черты его творчества были прямыми или опосредованными уроками Саврасова и Поленова, а затем мощным влиянием Левитана и Коровина.

По окончании училища Аладжалов стал неразлучен с Левитаном – вместе ездили они в Саввину слободу под Звенигород, жили в Плесе на Волге, работали в усадьбе Н. Мещерина Дугино на Пахре. Такое тесное общение с великим пейзажистом было благотворным и полезным для ученика.

С годами манера художника становилась более раскованной, но он не отходит от прежней, появившейся еще в студенческие годы привязанности к трогательной эмоциональной окраске мотива, тишине и безлюдности природы. Не этим ли настроением неспешно текущей крестьянской жизни, связанной с природой и подчиненной ее неписаным законам, пронизан лирический пейзаж «После дождя», созданный, вероятно, сразу после окончания учебы...

Художник удачно передает состояние природы, умытой обильным летним дождем и словно обновленной. Он тонко подмечает ярко зеленеющую траву на пригорке, стремительно бегущие по небу белые облака, а внизу, в ложбинке, оставленный ливнем заметный след, превративший тихий ручеек в широкую протоку, перекрывшую людям удобный для них путь передвижения. Уроки Левитана мы находим и в немногословии сюжетного мотива, и в тонкой цветовой разработке колорита, которые объединившись, позволяют поднять реальность натуры на уровень поэтического повествования, а чувствам позволить доминировать над обыденностью.

Эта работа, наряду с другими пейзажами Мануила Аладжалова, была передана в собрание ВОКГ из Третьяковской галереи в 1954 году – в год первой экспозиции областного художественного музея. В 2019 году картина прошла реставрацию в Вологодском филиале ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря и возвращена фонды галереи.

Символично, что в год 65-летия со времени первой экспозиции Вологодской картинной галереи картина Мануила Аладжалова «Поле. После дождя» (1890-е, холст, масло) после многих лет вынужденного «молчания» займет достойное место в экспозициях будущих выставок, посвященных классике русской живописи.