Выставка «Театральные фантазии Александра Пантелеева» открылась в Мемориальной мастерской художника. Экспозиция входит в серию мероприятий Вологодской областной картинной галереи, посвященных Году театра в России.

«Творчество да и сама жизнь Александра Пантелеева началась с театра: его детство проходило в грим-уборных, в репетиционных залах, в цехах. Условный, сказочный, нарисованный, вылепленный мир для него был так же прекрасен, как живой. Он отлично знал театральное закулисье изнутри: как ставится сценический свет, как он играет при оживлении декораций, «наводит резкость» или накладывает тени на лица актеров, как подчеркивает и усиливает драматический эффект спектакля…», – рассказала искусствовед Ирина Балашова.

В 13 лет художник создал свои первые эскизы декораций к пьесе А. Грибоедова «Горе от ума» и Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна». Позже, окончив Башкирское художественно-музыкальное училище в Уфе, он написал эскизы декораций к опере М. Мусоргского «Хованщина» (1954), а в 1956 году – к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Молодой художник сотрудничал как сценограф с театрами Уфы, а после переезда в 1976 году – со сценическими площадками Вологды.

Его увлечение не заканчивалось работой над декорациями и костюмами, оно продолжалось в фантазийных, богатых ассоциациями и метафорами живописных полотнах и больших графических листах.

Монументальные полотна Александра Пантелеева, «внутренний мир» которых впечатляет и захватывает буквально с первого просмотра, удивительны в художественной манере исполнения. Если внимательно присмотреться, то «внешняя» яркость и насыщенность картин отодвигается на второй план, неожиданно открывая другую палитру, которую использовал автор – цвета приглушенных, матовых оттенков, а в общей многофигурности вдруг отчетливо проявляются неприметные на первый взгляд, но очень важные в общей композиции детали. Особенно это просматривается в работах «Тайна» (1970), «Театральный маскарад» (1973), «Карнавал в Риме» (1989), «Муза» (1977).

По словам Ирины Балашовой, Александру Пантелееву мастерски удавалось показывать театр с разных ракурсов. К примеру, в работах из серии «Кармен» – рисунках, выполненных тушью, – он отразил особенный драматизм вечного сюжета любви и страсти. А образы картины «Театральный маскарад» составили причудливую театральную фантасмагорию.

Зрители сами смогут в этом убедиться, посмотрев произведения художника, в том числе эскизы костюмов к балету Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (1969), драме Ф. Шиллера «Дон Карлос» (1978), трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1986), а также эскиз в технике картон-масло к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1956).

«Александр Пантелеев – человек необычайного интеллекта, разнообразия интересов и творческих тем и при этом очень цельный. У него – взволнованное искусство, в котором таится огромная сила. От картин идут вибрации и чувствуется невероятная энергетика», – отметила Ирина Балашова.

Вдохновиться театральным искусством художника вологжане смогут до 23 июня (Вологда, ул. Козленская, 4).

 

Теги: мастерская Пантелеева
Кристина Страмова

Новости по теме