В преддверии Дня защиты детей совместный проект cultinfo и Вологодской картинной галереи «Арт-мозаика» обращается к творчеству Елизаветы Бём, одной из первых русских художниц, иллюстрировавших детские издания.

В коллекции ВОКГ находится 21 произведение Елизаветы Бём (1843 – 1914). Не безынтересен тот факт, что прадед Елизаветы Меркурьевны (урожденной Эндауровой) по линии отца был вологодским помещиком, губернским прокурором Вологодского наместничества. В родовом имении отца – селе Щепцово (граница Ярославской и Вологодской губерний) – прошло детство будущей художницы, сюда не раз приезжала она и в последующие годы. Непосредственные впечатления деревенской жизни легли в основу ярких портретных зарисовок крестьян, в которых чувствуется уважительное и доверительное отношение между автором и ее моделями. Среди работ, находящихся в собрании ВОКГ, – виртуозные серия силуэтных композиций «Из деревенских воспоминаний» самой художницы, акварельные зарисовки крестьянского быта, иллюстрации русской литературной классики и редкий макет меню торжественного обеда, устроенного графом С. Д. Шереметевым в Кусково в честь императорской четы.

В 1875 году Елизавета Бём создаёт альбом открыток «Силуэты», а в 1877 году – альбом «Силуэты из жизни детей». Художница не вырезала силуэты ножницами, как это делали до неё, а рисовала их на камне (литографировала) и затем делала оттиски. Это позволяло добиваться удивительной выразительности, ведь можно было прорисовать мельчайшие детали: стебли травы, кружева на одежде, завитки волос на голове ребенка.

Чаще всего она рисовала сценки с детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми. Интересно, что маститые художники восприняли ее работы с нескрываемым восторгом. Ее учитель Иван Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». Илья Репин, подарив художнице свою картину, начертал на обороте холста: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».

Живописцам вторил известный критик Стасов, называя её «самой даровитой из художниц» и отмечая, что «Бём взяла на свою долю русский детский мир», а в её силуэтах выражается «душа, чувство, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи». Но главное, что мнение собратьев по искусству совпало с мнением зрителей. Всего Бём издала 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей. Даже в Америке её книги силуэтов выдержали несколько изданий, пишет журналист Владимир Рогоза.

Предлагаем полюбоваться детскими работами Елизаветы Бём из собрания ВОКГ. Среди них – «Девочка с букетом», «Мальчик с козами», «Дети на лугу».

«Арт-мозаика» – новый проект cultinfo и Вологодской картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы будем рассказывать о самых интересных, самых известных, самых замечательных картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев. Первый выпуск был посвящен картине Джанны Тутунджан «Гори ясно».

Теги: арт-мозаика

Новости по теме