Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка, прославленного летчика, участника Великой Отечественной войны, участника первой бомбардировки Берлина (1941), Героя Советского Союза (1941), генерал-полковника авиации (1951) Евгения Преображенского (1909 – 1963).

Войну командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады Балтийского флота полковник Евгений Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Эта часть была укомплектована преимущественно опытными морскими лётчиками, но использовалась в первые дни войны в основном на сухопутном театре военных действий, так как армейское командование практически осталось без своей авиации. Полк, которым командовал Преображенский, уже в конце июня 1941 года нанёс первые удары по аэродромам союзницы Германии – Финляндии.

В конце июля 1941 года немцы совершили первый авианалёт на Москву. 30 июля 1941 года в расположение полка Преображенского прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С. Ф. Жаворонков. Он высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать.

Евгений Преображенский вместе с флагманским штурманом полка Петром Хохловым приступил к разработке плана налёта на Берлин. Позднее генерал-лейтенант авиации Пётр Хохлов вспоминал предысторию полёта на Берлин. В конце июля 1941 года Преображенский и Хохлов были в Ленинграде, в штабе ВВС фронта, где уточняли взаимодействие морской и сухопутной бомбардировочной авиации.

«Возвращаясь ночью в часть, угодили под воздушную тревогу. Пришлось войти под арку ближайшего дома. И здесь произошёл разговор, оставивший горький след в душе лётчиков. Старик, стоявший рядом, и лётчики, не захотевшие спуститься в убежище, наблюдали за бомбёжкой города.

Как же вы, лётчики, – сказал с упрёком старик, – позволяете фашистам бомбить Ленинград? Ваше место не здесь, под аркой, а в воздухе. Была бы у вас хоть капля совести и самолюбия, вы бы им то же самое устроили.

Евгений Николаевич пытался что-то объяснить, но старик сердито повернулся и пошёл к убежищу.

– Хоть и несправедлив был упрёк в наш адрес, но возвращались мы домой в скверном настроении, – вспоминал Хохлов. – Евгений Николаевич сказал тогда: «Какое огромное психологическое воздействие производят на людей ночные бомбёжки! Да... В Берлине наши бомбардировщики могли бы навести панику». Я согласился».

Уже вечером 7 августа 1941 года 13 самолётов несколькими группами взяли курс на Берлин. Условия полёта были тяжелейшими: когда самолёты поднялись до высоты в 6000 метров, температура в кабине упала до 38 градусов ниже нуля, появилось кислородное голодание, но это не могло помешать лётчикам выполнить боевое задание.

В ночь с 7 на 8 августа самолёты были над Берлином. Экипажи рассредоточились и стали выходить на цели. Флагманский самолёт Е. Преображенского бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт. Остальные машины сбросили 750-килограммовые бомбы на другие военно-промышленные объекты фашистской столицы.

Прочитать подробнее об этом можно на сайте kirmuseum.ru.

К юбилею прославленного земляка Государственный архив Вологодской области представляет актовую запись из метрической книги Благовещенской Волокославинской церкви Кирилловского уезда за 1909 год о рождении 8 июня и крещении 18 июня нашего знаменитого земляка в семье учителя Волокославинского двухклассного министерского училища Николая Александровича Преображенского и его жены Анны Дмитриевны.

Теги: 100*100

Новости по теме