Самым большим рисунком в собрании Вологодской областной картинной галереи, размер которого 97х143 сантиметра, является работа знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина (1832 – 1898), изображающая охотничьи угодья российских императоров в Беловежской пуще. При поступлении она носила название «Охотничий домик императора Александра III в Спале».

Рисунок выполнен соусом на холсте. Но не стоит сразу думать о кулинарии. Соус – это мягкий материал для рисования в форме мелков, изготовленных из смеси глины, мела, клея и красителей. Своими характеристиками он напоминает пастель, но имеет более насыщенные тона. Используют соус как для нанесения предварительных эскизов рисунка, так и в качестве самостоятельного материала для написания больших картин. Рисунок соусом, как правило, глубокий по тону, бархатистый по ощущениям и фактуре, чем и отличается от других графических материалов, применяемых в рисунке. В мире он не распространен, считается, что это традиционно русский материал.

Произведение было приобретено в собрание картинной галереи в 1995 году у коллекционера из Санкт-Петербурга М. П. Саввы. В экспертном заключении Государственного Русского музея сообщалось, что в 1896 году на основе подобного рисунка Иван Шишкин создал живописное полотно «Лес в Спале».

Из биографии Шишкина известно, что в мае 1892 года он был на этюдах в Беловежской пуще. О «грандиозном» впечатлении от «прелестной Беловежской пущи», картины которой «никогда не забудутся», упоминается в письмах живописца. Сама императорская усадьба в Спале была весьма скромной, потому и называлась охотничьим домиком. Николай Вельяминов, личный врач императора в своих воспоминаниях об Александре III так описывал ее: «Царская усадьба «Спала» расположена на открытой площадке среди старого соснового леса, на берегу реки Равки… Жилой или охотничий дом, двухэтажный, деревянный на каменном фундаменте, очень простой и скромный в стиле помещичьего дома».

«А ведь Шишкин в своей работе изобразил совсем небольшое одноэтажное строение. Значит, это вовсе не императорский дом, а один из егерских домиков, которые и должны были стоять прямо в лесу. И в экспертном заключении Русского музея не упоминается императорский охотничий домик, а написано о создании живописного полотна “Лес в Спале”, где было изображено место любимой императорской охоты в Беловежской пуще. Потому стоило бы уточнить название нашей работы – “Охотничьи угодья императора Александра III в Спале”», – считает искусствовед Любовь Соснина.

Сегодня некогда принадлежавшее русским императорам имение находится на территории современной Польши. Оно разрушено, и уже ничто не напоминает о когда-то проходивших здесь больших и шумных царских охотах. Потому рисунок Шишкина ценен не только как художественное произведение, но и как исторический документ. ВОКГ датирует его 1892 годом, так как известно, что уже в январе 1893 года после посещения беловежских лесов Шишкин представлял на персональной выставке в Петербурге 58 этюдов, наработанных в тех местах за лето и осень, причем 17 из них «громадных». Берем на себя смелость утверждать, что в их числе, был и рисунок, принадлежащий сегодня Вологодской картинной галерее!

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы будем рассказывать о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме