12+

В Вологде открылась выставка Школы римской мозаики и фрески Александра Асафова

В Центре народной культуры открылась первая выставка вологодской Школы римской мозаики и фрески. Автор этого творческого проекта – Саша Асафов, талантливый художник и архитектор. На занятиях в мастерской его ученики постигают технологии изготовления мозаик, которые ведут свою историю от Древнего Египта и Древнего Рима, и узнают, как создавались мозаичные панно в советское время. Школа мозаики является образовательной программой галереи Генриха Асафова GAAG.

В центре внимания на выставке – инкрустированные мозаикой шкатулки, тарелки, панно на деревянной основе и архитектурные детали – розетки из цветных цементов и смальты. Интересны бескаркасные подсвечники, созданные из кирпичиков смальты, и яркие мозаичные плитки на бетонной основе, которые не боятся осадков и морозов. Как правило, они очень тяжелые, к примеру, плита Ольги Толстиковой «Пещерный носорог», выполненная по мотивам наскальной живописи пещеры Шове (Франция), весит 17 килограммов. Для этого изделия характерно тонкое чувство колорита: тщательно подобранные кусочки смальты образуют стройную гармонию рядов и швов. При этом мозаика передает природу оригинала – древнюю наскальную живопись, словно освещенную огнем, как будто смотришь на нее глазами первобытного человека. Работа Анастасии Тюрниной «Олени», наоборот, выглядит очень хрупкой – она выполнена из цветного стекла и обладает эффектом внутреннего свечения.

Саша Асафов рассказал гостям выставки об истории советских и вологодских мозаик, о технологии их создания и реставрации: «Началось все в 2016 году, с выставки «Незаметное заметное» в центре «Красный угол», которая была посвящена советской монументальной живописи второй половины XX века в Вологде. Это была первая исследовательская работа, посвященная мозаике одного региона. Для того чтобы более детально изучить эту тему, мне нужна была практика. Я стал собирать материалы, инструменты, узнавать технологии создания мозаики. Так определился принцип работы, которым можно пользоваться для восстановления любой мозаики из смальты – наиболее сложной техники, которая применялась художниками в советский период».

Для работы в Школе римской мозаики и фрески закупается толстая смальта в слитках, которая колется на небольшие кусочки кубической формы с помощью специальных инструментов – наковальни харди на стальной основе и молотка мартеллины: слиток кладется между двумя резцами и раскалывается. Эта техника обеспечивают ровный и чистый скол. Художественное воплощение будущего произведения начинается с идеи, затем создается эскиз в натуральную величину, который переносится на материал – смальту. Сюжет и цветопередача полностью определяются желанием мастера.

Помимо мозаик, в экспозиции представлены живописные и графические произведения Саши Асафова по мотивам его путешествий. Особый эмоциональный фон открытию выставки создало выступление исполнителей клуба авторской песни «Откровение». Известная баллада Булата Окуджавы «Живописцы» прозвучала своеобразным гимном уходящему искусству советской мозаики и данью признательности вологодским художникам, когда-то украсившим город огромными красочными панно.

Читайте также: «Обучение – не основная цель, главное – реставрация»: Саша Асафов рассказывает о Школе римской мозаики

Кристина Страмова