Выставка «Берега надежды» работает в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. В экспозицию вошли живопись и графика Генриха и Александра Асафовых.

Выставка не перекрывает, а, наоборот, подчеркивает древнюю архитектуру пространства. Картины помещены в многочисленные ниши.

Семь работ Генриха Асафова (1940-2020) из фондов музея и 13 произведений из мастерской художника широкой публике представлены впервые. Экскурсию по залам провел его сын Александр Асафов, много лет занимающийся реставрацией и популяризацией произведений отца.

Название выставке дала картина «Берега надежды». На ней мужчина с синей бородой тащит бревно, олицетворяющее его жизненную философию. Своим откровением художник стремится поделиться с современниками, воплощением которых на картине стала прогуливающаяся пара.

Тяжесть внутренних перемен и мыслей о своем пути в прямом и переносном смысле отражена в работе «Возвращение». Выполнена она в сложной лессировочной технике. За счет нанесения большого количества слоев художнику удалось достичь эффекта внутреннего свечения, но это и утяжелило работу физически. Символичен образ срубленного дерева, которое несмотря ни на что продолжает расти. Оно появляется и на других работах, а также присутствует в зале как объект показа.

Генрих Асафов нашел его во время прогулки в родной деревне, куда художник приехал из Москвы в период переосмысления прожитого и поиска нового пути в творчестве. Дереву художник также посвятил эссе и четверостишие.

Мастер писал стихи не для публикации. Одно из его литературных произведений можно увидеть на картине «Родник. Мелодия осоки», благодаря тому, что она показана с обеих сторон. Художник и архитектор Александр Асафов создал для этого специальный стенд.

В основе композиции «Родника» лежит детский рисунок.

 «На обратной стороне подписано «Т. Асафова» – это моя сестра. Отец просто брал ее рисунок за основу, увеличивал и раскрашивал. По его мнению, ребенок нарисовал так, как он, взрослый художник, не смог бы нарисовать. Анри Матисс тоже стремился к детскому рисунку. Он считал любого ребенка от природы талантливым. Дети рисуют странно, у них нет понятия о перспективе, о линии горизонта – вещах, которым художники учатся. Ценны первые детские впечатления о мире, но скоро они умирают: все начинают рисовать одинаковую траву и солнышко слева, и потом выдавить из себя это сложно», – размышляет Александр Асафов.

Улочки дореволюционной Вологды показаны в работах Генриха Асафова, выполненных по черно-белым фотографиям. Серия создавалась в связи с юбилейным изданием «Вологды в ее старине» в 1991 году. На пейзажах в цвете можно увидеть утраченные Спасо-Всеградский собор, Благовещенскую церковь.

Одним из любимых мест Генриха Асафова в областной столице была Соборная горка, или золотая горка, как он ее называл. При этом, памятника Константину Батюшкову на его работах не увидишь: художник считал это место не подходящим для монумента и не писал его, как на пейзажах XIX века.

Генриху Асафову удавалось заглянуть не только в прошлое, но и в будущее. Например, картина «Живописец» стала пророческой. На ней изображен всадник, убивающий копьем змея. Сюжет известен со времен древней Греции, в христианстве он связан со святым Георгием, который жил в III веке и совершал чудеса при жизни и после смерти, в том числе спас царевну от змея. В иконографии этот сюжет означает мистическую борьбу добра со злом. Живописец изображен на белом коне на красном фоне, в том же ключе, что и на новгородских иконах.

«Сейчас изображение Георгия Победоносца знакомо каждому жителю России. Но картина написана в 1990 году. Во-первых, это еще СССР. Во-вторых, это социалистический реализм, когда икон никто не писал. Страна тогда жила совершенно другой жизнью. В 1993 году в музее-заповеднике проходит большая выставка, где эта работа показывается. Весной она была выставлена, а осенью Борис Ельцин утверждает герб Российской Федерации, на котором изображен Георгий Победоносец. Внутреннее ощущение тогда подсказало художнику этот сюжет. Сейчас он уже не казался бы чем-то необычным», – отметил Александр Асафов.

«Живописец» находится в фондах Вологодского музея-заповедника.

Сам Александр Асафов представил на выставке 13 графических работ. В основном это пейзажи, выполненные в технике пастели, среди них – чукотские работы. На одной из них запечатлен закрытый для посещения остров Рахманова на границе России и США. Попасть туда удалось только благодаря выборам. «Солдатам повезли бюллетени, и я напросился с ними», – делится архитектор.

Выставка «Берега надежды» будет работать до 26 мая. Справки по телефону: 8(8172)72-99-81.

6+

Теги: Генрих Асафов, Саша Асафов, вологодский музей-заповедник
Алина Махлина

Новости по теме