«Обучение – не основная цель, главное – реставрация»: Саша Асафов рассказывает о школе римской мозаики

2018 Зима

Юлия Шутова

Саша АсафовВ 2016 году в Вологде представили проект «Незаметное заметное. Советская монументальная живопись второй половины ХХ века», посвященный творчеству художников, чьи мозаики украшают город и сегодня. Монументальная живопись во второй половине ХХ столетия была востребованным в СССР видом искусства. Мозаики, сграффито, росписи наносили на стены промышленных предприятий, детских садов, школ и жилых домов. Документальный фильм об этих шедеврах, а также выставка эскизов, картонов и фотографий, созданные в рамках проекта, рассказали более чем о 30 мозаиках и росписях художников-вологжан Валентина Малыгина, Бронислава Шабаева, Бронислава Кураго, Генриха Асафова, Виктора Сысоева и ленинградского автора Галины Пономаревой.

Один из инициаторов проекта «Незаметное заметное», художник и архитектор Саша Асафов решил не останавливаться, условно говоря, на сохранении истории, а пошел дальше и предложил современным вологодским художникам попробовать самим создавать мозаики.

«Проект «Незаметное заметное» – это первый импульс, побудивший меня заняться этой темой более предметно. А дальше... Мозаики все советские, постепенно они стареют, их нужно реставрировать, и нас это беспокоило. Технология их создания довольно сложная, мозаики из смальты делали профессиональные художники, и как их реставрировать, не совсем понятно. Это проблема не только Вологодской области, но и страны в целом – мозаики не реставрируются, они постепенно уходят в прошлое, в лучшем случае «зашиваются» навесным фасадом, порой доходит до курьезов, когда нефтяники, например, сколачивают собственные изображения со стен. И моей главной задачей при организации курса «Римская мозаика» было реконструировать технологию производства советских мозаик, понять, как это делалось раньше. Я знал всё в теории от отца, но на практике в Вологде этим никто не занимался».

Валентин Малыгин. Мозаичное панно «Музыка». Фото vk.com/asafovcom

Бесплатный курс «Римская мозаика» стартовал в октябре. Под руководством художника каждый участник создал мозаичную панель размером 50*50*3,5 см весом 15-17 кг, которую можно использовать как картину в интерьере или часть фасада здания. Работа выполнялась в технике римской мозаики из смальты. «Смальта – это сплав стекла и оксидов различных металлов. Ее придумали еще египтяне, но они использовали ее для инкрустации мебели, а делать сплавы для мозаики стали византийцы. Мозаикой они облицовывали храмы, даже золотые пластины туда вплавляли, чтобы она светилась – это действительно было эффектно. Из Византии мозаика пришла в Киевскую Русь. Но самое интересное, что первые мозаики из смальты в истории Вологды – это как раз те самые советские, которые сейчас разрушаются. Именно Генрих Асафов использовал этот материал, хотя до него также брали смальту, но она еще не производилась в таких объемах, в регионы она «поехала» ближе к 80-м годам. Первая мозаика, созданная полностью из смальты (без добавления гранита, мрамора, керамической плитки) появилась в 1983-м году на фасадах детского сада Вологодского племенного конного завода», – рассказывает Саша Асафов.

Созданием римской мозаики в рамках курса занимались три художницы, имеющие профессиональное образование, и два школьника 11 и 13 лет. «Они выбрали сюжет работ, посоветовавшись со мной, но в соответствии со своим темпераментом и художественными интересами. Им предоставили все материалы, и, как я понял, они занимались созданием мозаики в удовольствие. А вот мне самому не удалось совместить педагогическую и практическую деятельность», – комментирует Асафов.

Ольга Толстикова, преподаватель Вологодского многопрофильного лицея, выложила мозаику «Шерстистый носорог» по мотивам наскальной живописи пещеры Шове (Франция). «Для этой работы характерны тонкое чувство колорита и тщательно подобранные кусочки смальты, образующие стройную гармонию рядов и швов. При этом мозаика не «зализана», она сохраняет природу оригинала – дикую наскальную живопись, будто освещенную факелами».

Дизайнер, выпускница МГХПУ им. Строганова Мия Горлицкая создала вольную интерпретацию работы Василия Кандинского. «В качестве эскиза взяли одну из ранних работ художника – еще не абстракцию, но уже не пейзаж. Нас привлекло то, что в этой картине гармония достигнута за счет простой композиции из контрастных по тону пятен, что как раз подходит для мозаики».

Самая молодая «школьница», выпускница Губернаторского колледжа народных промыслов Ольга Душкина представила абстрактную фантазию «Море, догони человека». «В этой работе нас интересовала прежде всего сама фактура материала – до какой степени мозаика из смальты пластична как техника живописи? В итоге у нас получился гимн молодости и свободе. Единство и борьба противоположностей – ровного и экспрессивного набора, теплых и холодных оттенков, движения и покоя, земли и воды, инь и ян».

Дети работали вместе со взрослыми и свои мозаики сделали в срок. Один мальчик «ушел» в античность, аккуратно выложив медведя на светлом фоне, а второй нацелился на модерн, и его сознательно небрежная мозаика с царь-рыбой и Софийским собором напоминает герб. «Возможно, наши художественные школы заинтересуются этой темой и будут обучать детишек работе в более простых техниках, например, с плиткой, это может стать их первым шагом к профессии мозаичиста». Что касается технологии, то сначала создается эскиз, затем рисунок в натуральную величину переносится на кальку, и выкладывается мозаика, которая потом заливается цементным грунтом в специальной форме. Сейчас готовые плитки участники забрали себе. Поскольку мозаика из смальты не тускнеет, морозо- и влагоустойчива, она запросто может украсить дом снаружи.

В Советском Союзе была мощная школа мозаики, и архитектор считает, что современные мастера имеют полное право продолжать заниматься этим видом искусства. Сейчас в планах – реставрация некоторых мозаик. «За всеми мозаиками нужно следить, и дело даже не в том, что это затратно, а в том что у нас некому это делать – не будешь же из Москвы вызывать специалистов, чтобы они на детском садике в Погорелово занимались реставрацией. Надеюсь, мы сможем сделать это своими силами. Всем сохранившимся мозаикам уже лет по 30, а то и больше, естественно, они понесли потери, и мы постараемся их восстановить».

Заказы на мозаики в советское время поступали в основном от предприятий, и чаще всего мозаичные панно украшали детские сады, школы, заводские корпуса. «На вершине иерархии был рабочий. Он шел на завод и видел самого себя. Мозаики оживляли скучную архитектуру», – комментирует художник, отмечая, что некоторые из них до сих пор еще не открыты. «Уверен, что мы не знаем еще о многих мозаиках в районах. А ведь это целая история, как будто остатки другой цивилизации, причем это могут быть ценные художественные произведения. После работы с архивами у меня был список в 60 пунктов – мы знаем примерно о сорока, а где остальные 20, непонятно. Доходит до курьезов – Катя Хоботова, например, просто нашла в Вологде мозаичный портрет Ленина, который висел в кустах на заборе. Эпоха закончилась, Ленин висит».

Вологжане, живущие в районе улицы Лениградской, часто видят созданную Генрихом Асафовым мозаику «Госстрах» – это одна из последних советских мозаик (1991 год). Ее площадь 64 кв. м – это около 100 тысяч обработанных вручную кусочков смальты не менее пятидесяти оттенков. Генрих Асафов выполнил работу от начала до конца в одиночку, получилась совершенно теплая мозаика, в ней нет совсем смальты холодных тонов, отчего она кажется все время освещенной вечерним солнцем. Мозаика висит на жилом доме на Ленинградской, 75. Если почистить ее, а потом, например, подсветить, то в вечернее время она полностью изменит окружающее пространство. И таких идей по поводу вологодских мозаик много. Можно организовать экскурсию в Грибково, где находятся несколько мозаик – совместных работ Генриха Асафова и Леонида Яблокова.

Советские мозаики переняли византийские традиции не только в отношении технологии, но и в плане концепции, сохранив условность изображаемого. «Античные мозаики стремились к натурализму, они изображали всё в естественном виде, скажем так, в прекрасной красоте, передавая чувственность полностью, насколько позволяла эта техника. Византийцы же перешли вот к этой условности, потому что перед ними встала задача показать духовный мир, они должны были сделать сакральное изображение. Появились характерные для религиозной мозаики вытянутые фигуры, художники перешли к обобщению, стремясь передать то, что невидимо, сделать из изображаемых ими правителей святых, а в ликах святых на первый план вывести дух. Советское искусство, как ни странно, наследовало византийскую идею, потому что она оказалась им близкой – нужно было передать дух коммунизма, который мы никогда не построим, но к которому идем». При этом выбранный прием нисколько не умаляет художественной ценности существующих советских мозаик: «Среди них есть очень выразительные работы – да, это не Рембрант, не Рубенс – но там такие яркие характеры, такие трудовые мужики! Хорошо, что в Вологде есть мозаики, что мы сопричастны этому искусству».

Мозаика Леонида Яблокова на церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне

20 января 2019 года – значимый день для истории вологодской монументальной живописи. Исполняется 50 лет мозаике «Музыка», созданной художником Валентином Малыгиным для Вологодского музыкального училища (сейчас областной колледж искусств). Это старейшая сохранившаяся вологодская мозаика, раньше она украшала фасад здания, а после его капитального ремонта оказалась внутри, на стене репетиционного зала. Саша Асафов отмечает: хотелось бы сделать небольшую табличку рядом с панно, чтобы все могли знать его историю. Что касается школы мозаики, то пока неизвестно, будет ли она работать в этом формате: «Возможно, устроим мастер-класс для всех желающих, просто покажем, что такое смальта, и как с нею обращаться. Во многих городах есть студии, которые со смальтой работают вплоть до украшений. Тем не менее, обучение – это не главная задача, повторюсь, мы нацелены на реставрацию мозаик».

Современные мозаичисты чаще всего работают с церковными заказами. В Вологде одну из современных работ можно увидеть на церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне. Это мозаика Леонида Яблокова, изображающая облик Христа. Художник трудился над ней больше года.