12+

С Днем театра! Вспоминаем премьеры нынешнего сезона

Хотя празднование Дня театра и отложено на неопределенный срок, праздник от этого не перестал быть праздником. Театры, артисты и режиссеры принимают поздравления, а редакция cultinfo решила сделать подарок… зрителям – и заядлым театралам, которые не мыслят своей жизни без театра, и тем, кто бывает в театре лишь изредка. Сейчас, пока пойти в театр не получится, у нас есть возможность напомнить вам о премьерах нынешнего сезона на главных вологодских сценах, ведь областные театры уже успели удивить и порадовать публику самыми разными спектаклями.

Вологодский драматический театр открыл сезон премьерой «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Спектакль, который поставила режиссер из Котласа Наталья Шибалова, показывает войну через судьбы простых людей, и в этой удивительной истории сочетаются лиризм, трагизм и юмор. Нам рассказывают историю дружной семьи, где вместе работают, воспитывают детей, делят и радость, и горе. Несмотря на начавшуюся войну, герои спектакля мечтают, что беда обойдет их стороной. Но счастье лопнуло в один миг из-за доноса на главных кормильцев. Осталась им одна дорога – на войну, чтобы там защищать самых любимых и родных. Главные герои попадают в разные ситуации, у каждого из них своя правда. Война научила не только выживать, но и помогла пройти проверку на человечность.

Художественный руководитель театра Алексей Ожогин поставил на вологодской сцене представление в пяти действиях по пьесе «Жизнь человека» Леонида Андреева. Спектакль поднимает тему вечной трагедии человека, зависимого от воли рока. Зритель вместе с главным героем проходит через пять этапов жизни от рождения до смерти: «Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека». Некто в сером, именуемый Он, – условный персонаж, олицетворяющий все то, что препятствует свободе человека, определяет ход его жизни. Все действующие персонажи спектакля лишены имени и собственной индивидуальности. Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха и другие – это, скорее, воплощения тех социальных ролей, которые определяют судьбу. А коллективные образы – Родственники, Соседи, Гости на балу – воплощают собирательную сущность больших групп людей, влияния которых Человеку не избежать.

Премьера спектакля «Вишневый сад» для зрителей, к сожалению, была отменена, но cultinfo успел побывать на генеральной репетиции. Знаменитую чеховскую комедию на вологодской сцене поставил литовский режиссер Линас-Мариус Зайкаускас. Чехов – один из любимых авторов режиссера: в его послужном списке – постановка абсолютно всего драматургического наследия писателя. Спектакль заставляет забыть обо всех школьных клише и избавиться от ожиданий. Конечно, Раневская, Гаев и Лопахин и все остальные персонажи там есть, равно как и «многоуважаемый шкаф», и звук топора по дереву. Но режиссеру и актерам театра удалось сделать абсолютно свое, непохожее на прочие интерпретации, произведение. Самая большая удача спектакля в том, что все его герои – не символы, не выразители каких-то идей, а совершенно живые люди со своими характерами, особенностями (порой и неприятными), с чувствами и эмоциями, со своими прихотливыми взаимоотношениями.

Вологодский театр для детей и молодежи открыл сезон драмой «Каменный властелин» по пьесе Леси Украинки. По словам режиссера-постановщика народного артиста России Бориса Гранатова, театру было интересно не просто рассказать еще одну историю о Дон Жуане, а увидеть новый, женский взгляд на эту историю. В пьесе, написанной в 1912 году, есть и политические мотивы. Европа на пороге Первой мировой войны, Россия между двух революций – проблема власти стоит остро, и идея свободы витает в воздухе. Что такое мнимая и подлинная свобода, что такое власть, откуда возникает жажда власти – эти проблемы волнуют и автора пьесы, и создателей спектакля. Сценический антураж постановки весьма условен: декорации и костюмы лишь задают направление для работы зрительского воображения. Ведь речь в спектакле идет не столько о средневековой Испании, сколько об извечном противостоянии личности и общества, мужчины и женщины.

На малой сцене Вологодского театра для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской в постановке артиста театра Василия Лимонова. Спектакль рассказывает историю Тодда Боудена – любознательного и способного американского школьника образца 1970-х годов. Однажды Тодд узнает, что старик, живущий с ним по соседству, – нацистский преступник. Но, вместо того, чтобы выдать преступника правительству, он начинает использовать его в своих интересах. Главного героя интересует совсем история холокоста, и возможность узнать от старика Дюссандера больше, чем расскажут в учебниках, меняет главного героя до неузнаваемости. Ненормальное увлечение ужасами войны превращает главного героя из обычного подростка в настоящего маньяка, зависящего от страшных историй старика. Становится непонятным, кто является бóльшим чудовищем: бывший нацист, отправлявший людей в газовые камеры, или вчерашний отличник и спортсмен, ныне буквально упивающийся подробностями нечеловеческих преступлений…

Совсем другими предстают подростки в другой премьере на малой сцене ТЮЗа. Спектакль «Настоящее неопределенное время» по одноименной пьесе современного драматурга Полины Бородиной поставлен молодым режиссером из Санкт-Петербурга Юлией Каландаришвили. Он адресован зрителям той возрастной категории, постановок для которой не так много даже на сцене театра для детей, – категории 10+. Это переход от детства к подростковому периоду, короткий, но очень важный период, за исследование которого редко берутся драматурги и режиссеры. По мнению Юлии, в этом возрасте скрыто много интересного для театра. С одной стороны, десятилетний – это еще совсем ребенок, а с другой – человек, начинающий взрослеть, и в нем начинают проявляться главные свойства человека – рефлексия и самоирония.

Вологодский областной театр кукол «Теремок» в этом театральном сезоне успел порадовать зрителей двумя премьерами: сказкой «Финист – Ясный сокол» и музыкальным спектаклем «Три поросенка». Первый спектакль поставил московский режиссер Валерий Баджи, а второй, ставший новогодним подарком для маленьких зрителей, – режиссер из Санкт-Петербурга, заслуженный артист России Андрей Князьков. Хорошо известные сказочные сюжеты предстают в авторской интерпретации, а куклы, как и всегда в «Теремке», благодаря мастерству их создателей и артистов, неповторимы, выразительны и полны обаяния.

Редакция cultinfo.ru