12+

Проект «Арт-мозаика» представляет рисунок пером Ивана Шишкина «Удриас близ Нарвы»

Творчество Ивана Ивановича Шишкина, одного из родоначальников отечественного реалистического и эпического пейзажа, в собрании Вологодской областной картинной галереи представлено только графическими произведениями, что не умаляет ценности коллекции, включающей порядка 200 произведений знаменитого автора.

Оригинальные рисунки – их в фондах насчитывается 45 – были приобретены галереей в 1982 году у дочери известного отечественного ученого-ботаника Алексея Ильинского (1888-1945), одного из самых значительных в России собирателей офортов и рисунков художника.

Наивысшего расцвета, как отмечали исследователи творчества художника, Шишкин-рисовальщик достигает в середине 1880-х годов и на протяжении следующего десятилетия совершенствует и оттачивает свое мастерство. Один из первых исследователей графического творчества Шишкина А. Н. Савинов отмечал: «У Шишкина рисунки были не заметками для памяти и не мелочами для альбомов, но самостоятельным и важным видом творчества, который он совершенствовал в многолетних систематических занятиях». К подобному типу мы отнесем рисунок «Удриас близ Нарвы» из собрания Вологодской картинной галереи.

С конца 1880-х Шишкин увлеченно работает на Карельском перешейке и побережье Финского залива. В этот период были написаны живописное полотно «У берегов Финского залива. Удриас близ Нарвы» (1889) и одноименный этюд к нему, появившийся годом ранее. Удриас – одно из дачных местечек петербуржцев, расположенное на побережье Финского залива. Петербургская интеллигенция, жившая здесь на дачах, прогуливалась дорогой, идущей вдоль моря.

Мотив, совпадающий практически во всех деталях с законченной картиной 1889 года, находим мы в станковом рисунке из Вологды, выполненном пером и тушью, который можно отнести к тем же 1888-1889 годам. По берегу, заросшему травой, с едва заметной в ней петляющей колеей дороги, идут двое – мужчина в темном пальто и женщина с зонтиком над головой. «Надо … иметь в виду, – писал Н. А. Савинов, – что пером Шишкин пользовался не для набросков, а, наоборот, для «графических картин» и, подчас, весьма крупных».

Характер работ Шишкина пером всегда отличался от его карандашных рисунков: приемами штриховки они часто напоминают офорты художника. В рисунке пером И. И. Шишкина «Удриас близ Нарвы» сложной штриховкой художник воспроизводит множество переплетающихся растительных форм, покрывающих обрывистый берег, передает набегающие на песчаную отмель легкие волны, ровную гладь морской воды, мягкие очертания берега, уходящего к горизонту и пелену сгущающихся над ним облаков. В перовых рисунках Шишкина всегда подкупала та редкостная уверенность, то техническое совершенство, с которым он вносил в изображение новые и новые подробности, определял планы, их светотеневое построение. Именно этими качествами – техническим совершенством и образным, поэтичным началом в полной мере обладает станковый перовой рисунок Шишкина из коллекции ВОКГ.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.