12+

«Арт-мозаика» рассказывает печальную историю пожилой кружевницы Пахтусовой, которую запечатлел Василий Верещагин

Проект «Арт-мозаика» представляет картину Василия Верещагина «Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница)» из фондов Вологодской областной картинной галереи.

«Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь», – писал Илья Репин. Художник, путешественник, писатель, воин, общественный деятель – таковы грани деятельности этого удивительно разностороннего и талантливого человека.

Уроженец Череповца (родился в семье предводителя местного дворянства), он учился в Санкт-Петербурге – в Морском кадетском корпусе и Императорской Академии художеств в 1860-1863 годах, затем в Парижской Академии художеств в 1864-1865 годах, после чего вернулся в Петербург и в 1866 году завершил свое образование в Академии. Впоследствии художник был удостоен звания профессора, от которого отказался. Василий Васильевич не признавал никаких наград, а единственной, какую носил, был Георгиевский крест 4-й степени за оборону Самарканда во время военных действий 1867 года.

Василий Верещагин был не только знаменитым художником, но и храбрым боевым офицером, служил в Туркестане, в Русско-турецкую войну был под Плевной и Шипкой. Смерть свою он встретил, как воин, на борту броненосца Петропавловск, подорвавшегося на мине в Японском море.

Почти вся жизнь Верещагина прошла в смелых, рискованных, нередко опасных путешествиях: Крым, Кавказ, Русский Север, Туркестан, Индия, Балканы, Палестина, США, Япония. Он был неутомимым исследователем культуры и обычаев разных народов, писал мастерские этюды и большие полотна. Громкую славу этому страстному противнику войны принесли картины батального жанра. Еще при жизни художника его произведения пользовались огромным успехом на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

Как правило, работы мастера объединены в серии, среди которых – «Портреты незамечательных русских людей», созданная в 1890-е годы. В. В. Верещагин уговаривал позировать пожилых людей из среды трудового народа – мастеровых, нищих, даже отставного дворецкого.

На портрете небольшого формата «Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница)», как других работах этой серии, создан выразительный образ женщины-труженицы, пожилой, с живым взглядом и сильным характером. О ее нелегкой жизни можно догадаться, рассматривая лицо портретируемой, моделировка которого отличается тщательностью и скрупулезностью. Догадку подтверждает рассказ женщины о своей судьбе, опубликованный в книге: «Художник Василий Васильевич Верещагин. Несколько автобиографий к портретам незамечательных русских людей», изданной в Москве в 1895 году. Ничего не изменяя в рассказе модели, В. В. Верещагин в сохранил в книге обаяние русской народной речи, а в портрете – обаяние русской души. Вологжанка Пахтусова родом из мещанской среды, неграмотная, овдовела и похоронила двух сыновей. Оставшись без средств к существованию, пожилая женщина – на портрете ей около семидесяти лет – занимаясь плетением мерного кружева, доживала свой век в приюте призрения бедных граждан Вологды, где на нее обратил внимание Василий Верещагин, путешествовавший в 1894 году по Русскому Северу.

Мастеру, разглядевшему в «незамечательной» русской женщине огромную мудрость, нравственную красоту и обаяние, удалось создать замечательный образ простой русской женщины.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.