Проект «Арт-мозаика» представляет этюд Карла Лемоха «На скамейке. Варька» из фондов Вологодской областной картинной галереи.

Карл Лемох (1840-1910) – русский живописец, автор жанровых картин на крестьянскую тему. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был среди учредителей Товарищества передвижных выставок, имел звания академика и действительного члена Императорской Академии художеств.

Работа Карла Лемоха «На скамейке» была среди первых поступлений, переданных Вологодским краеведческим музеем в коллекцию Вологодской областной картинной галереи.

Картина долгое время оставалась неисследованной. Манера письма с преобладанием пленэрного принципа, которой пользуется автор, характерна для русской живописи 1890-х годов и, в частности, для живописи Карла Лемоха позднего периода. В работе зрителю предстает не собирательный образ, но конкретная модель. Камерный, доверительный характер изображения дает возможность предположить, что это портрет близкого художнику человека, возможно, дочери. Не противоречит этому и предполагаемая датировка портрета 1893-1894-е годы.

Важную роль в атрибуции произведения сыграла надпись на обороте холста: «К. В. Лемохъ. Свид. В Мен…ева». Авторство Лемоха подтверждает и его дочь Варвара Лемох (1876 – после 1940), в замужестве Менделеева. Ее супругом был сын знаменитого химика Дмитрия Менделеева Владимир Менделеев, военный моряк, погибший во время Русско-японской войны 1904-1905 годов.

Существует несколько портретов Варвары Карловны: девочкой ее запечатлел Иван Крамской в 1882 году, позднее ее писал Николай Ярошенко. Именно этот портрет экспонировался на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1894 году. В каталоге выставки – несколько работ Карла Лемоха, среди которых – портрет с названием «Варька».

Мягкий, интимный характер этого небольшого по формату произведения всегда делал его необычайно притягательным. Молодой женщине, изображенной на картине, на вид около двадцати лет. Романтический образ девушки в розовом, уютно расположившейся на скамейке возле дома и погруженной в мечты, удивительно гармоничен с пейзажем летнего тенистого сада.

Для мастеров передвижнического реализма понятие красоты – категория, прежде всего, этическая, а не эстетическая, область жизни души, а не мира вещей. И в этом этюде художник, вероятно, не хотел привязываться к конкретной характеристике героини, но сделал акцент на состоянии природы и настроении девушки, поэтому портрет был оставлен анонимным.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме