12+

Самое кубофутуристическое произведение в собрании картинной галереи, написанное «амазонкой русского авангарда», представляет «Арт-мозаика»

Работу выдающейся авангардистки начала XX века Александры Экстер «Киев (Город)» представляет проект «Арт-мозаика». Произведение является ярким образцом кубофутуризма и единственным полотном художницы в собрании Вологодской областной картинной галереи.

Александру Экстер называют «амазонкой русского авангарда». Она не вела дневник, не написала мемуары, сохранилось совсем немного ее писем. Ее творчество поражает мощью и изысканностью цветовой гармонии и ритмов. В этом она близка многим художникам начала XX столетия, искавшим связь между звуком и цветом. Экстер работала в театре и кино, занималась живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, дизайном, моделированием женской одежды, создавала работы в области книжной иллюстрации. Она была среди тех, кто открывал для себя новейшие художественные направления Запада и решительно обновлял язык собственного искусства. Экстер нужно было во всем разобраться самой. Во всех новациях, во всех течениях. Увидеть и понять движение и жизнь современных пластических идей.

В 1906 году Экстер побывала в Мюнхене, где жил тогда художник Алексей Явленский, давний и близкий друг ее мужа. Впоследствии Явленский познакомил ее с Василием Кандинским, Марианной Веревкиной, Францем Марком – в 1911 они составили ядро знаменитого объединения экспрессионистов «Синий всадник».

Именно Явленский дал Экстер рекомендательное письмо к Елизавете Кругликовой, которая на тот момент была уже очень известным в Париже художником, членом французского «Общества оригинальной гравюры в красках». Кругликова помогла сориентироваться в художественной атмосфере французской столицы. Начиная с 1907 года Экстер регулярно и подолгу жила и работала в Париже, общаясь с основоположниками кубизма Пабло Пикассо и Жоржем Браком, Фернаном Леже, а во время поездок по Европе – с итальянскими футуристами. В 1909 году она стала снимать мастерскую в Париже, в которой будет работать вплоть до лета 1914 года. В путешествиях между Францией и Италией Экстер экспериментирует, смешивая в своих работах французский кубизм с его разложением объекта на геометрические элементы и итальянский футуризм с его любовью к динамике и движению.

Со второй половины 1910-х годов художница приходит в театр. Работая над декорациями и эскизами костюмов, она использует свои кубофутуристические находки в станковой живописи. Не случайно оформление Экстер знаменитых постановок Александра Таирова в московском Камерном театре считается первым в мировом искусстве «выходом кубизма на сцену». Художница много лет продолжала работу для театра и эстрады, оформляя драмы, балеты, ревю. В 1925 году ее в качестве преподавателя театрального искусства и сценографии пригласит в свою Академию современного искусства в Париже Фернан Леже, которого она знала по занятиям в Академии Гранд Шомьер.

Долгие годы Александру Экстер связывали дружеские отношения с супругами Робером и Соней Делоне. Она прекрасно знала все, что происходит в их парижской мастерской и, безусловно, была знакома с сериями «Города» и «Эйфелева башня», над которыми работал Робер Делоне. В 1911–1912 годах, находясь в поисках своей формулы города, Экстер пишет серию городских пейзажей, в которой нашли воплощение ее кубофутуристические открытия. Работы Экстер того времени можно охарактеризовать словами французского поэта Блеза Сандрара:

Интересует меня не пейзаж,
А танец пейзажа,
Танец-пейзаж.

В произведении «Киев (Город)», созданном в 1913 году, художница снова обращается к теме города. Большая часть жизни Александры Экстер связана с родным Киевом, где были ее дом, мастерская, знаменитая студия. Еще в начале XX века киевский дом Экстер очень быстро обрел репутацию своеобразного центра нового искусства, ведь там рождались идеи новых выставок, изданий, спектаклей.

К моменту создания работы «Киев (Город)» Экстер уже многие годы жила в Париже, возвращаясь в свой Киев только на летние месяцы, а в Москву и Петербург приезжая на вернисажи. Она участвует почти во всех авангардных выставках в России, а в 1912 году решается показать два городских пейзажа в парижском Салоне независимых.

В произведении «Киев (Город)» ярко проявились черты кубофутуризма. Слова художника Александра Богомазова, киевского друга Экстер, могли бы вполне послужить эпиграфом к этой работе: «Киев в своем пластическом объеме исполнен прекрасного и разнообразнейшего глубокого динамизма. Тут улицы упираются в небо, формы напряжены, линии энергичны, они падают, разбиваются, поют и играют. Общий темп жизни еще больше подчеркивает этот динамизм, наделяет его, так сказать, законными основаниями и широко разливается вокруг, пока не успокоится на тихих берегах левого Днепра». Энергия кубофутуристических столкновений и трансформаций подчеркивает динамику композиции и ее элементов – линий, объемов и масс. Смелый, открытый, напряженный колорит звучит во всю мощь и является содержательным стержнем произведения, демонстрируя ее уникальный дар колориста. Движение – главное качество живописи Экстер. А ритм у Экстер – всегда элемент движения. Ситуация пейзажа предстает подвижной: мгновение... и все может измениться.

До поступления в Вологду картина «Киев (Город)» экспонировалась на самых авангардных выставках начала XX века: «Союз молодежи» (1913, Петербург); «Бубновый валет» (1914, Москва); «Звено» (1914, Киев); «№4» (1914, Москва); «Трамвай В» (1915, Петроград). Работа участвовала в крупнейшем выставочном проекте «Париж-Москва. Москва-Париж. 1900-1930», организованном Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Национальным центром искусства и культуры Жоржа Помпиду в Москве и Париже в 1979-1981 годах. В последующие годы произведение из собрания ВОКГ выставлялось в самых престижных и наиболее посещаемых музеях XX века в Германии, Италии, Испании, США. И, наконец, в 2020-2021 годах картина была показана на выставке «Утопия спасенная» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.