Талант Константина Юона многогранен: он был и живописцем, и графиком, и театральным художником, и педагогом, и теоретиком искусства. Вся его жизнь и творческая деятельность связана с Москвой, там он вырос, там сформировались его художественные вкусы. В большой семье служащего страховой компании Федора Юона любили и ценили искусство, в особенности музыку и архитектуру. Из одиннадцати детей двое внесли вклад в искусство: Павел был композитором и жил за рубежом, а Константин, увлекшийся живописью с восьми лет, стал постоянным посетителем Третьяковской галереи, которая впоследствии приобрела лучшие его произведения.

В 1898 году Юон окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Константин Коровин, Константин Савицкий, Абрам Архипов, а затем еще два года занимался в мастерской Валентина Серова. В 1900 году Юон открыл свою студию, где обучались Вера Мухина, Василий Ватагин, Роберт Фальк и многие другие известные мастера искусства. Юон писал жанровые и тематические полотна, портреты своих современников, но главным образом работал как пейзажист и снискал на этом поприще широкую известность. Поэт Эмиль Верхарн, побывавший в нашей стране, заявлял, что она ассоциируется у него с картинами Константина Юона. Архитектурные и сельские пейзажи художника отличаются четкостью композиции, плотностью и декоративностью цвета, праздничным мировосприятием. Природа и жизнь русской провинции и Москвы запечатлены в них с удивительной жизнерадостностью, поэтичностью и лиризмом. Юон считал, что «высшее счастье живописца – петь красками», и у него это прекрасно получалось.

Особое место в творчестве мастера занимали мотивы Троице-Сергиевой лавры: «Я нашел все, о чем можно мечтать, что грезилось воображению: те красочные цветовые сочетания, ту насыщенную цветовую гамму, которая выражала русское народное эстетическое сознание с наибольшей яркостью. Поездки в новые города не мешали моим многократным возвращениям к этой народной жемчужине, неисчерпаемой по своим живописным и историко-бытовым богатствам». Лавру он продолжал изображать и в годы советской власти, а в 1922 году издал альбом литографий «Сергиев посад».

На эту тему написана им в 1921 году работа из собрания Вологодской областной картинной галереи «Зима (Черные березы). Сергиев Посад».

Это панорамный пейзаж с видом на расположенный на холмах старинный городок, цвет низких домов которого кажется более насыщенным на фоне снега и светлого неба. Юон любил писать снег за его «исключительную чистоту и чувствительность ко всем цветовым воздействиям», по его мнению, «белый снег с наибольшей чувствительностью принимает на себя все рефлексы и делает картины зимы исключительно живописными». Массы плотного снега, изображенные на полотне, далеко неоднородны, в них есть тонкие цветовые оттенки, а светлый фон, красиво контрастируя с темными стволами больших берез, усиливает звучание их цвета. Будничный мотив неспешно движущихся в гору лошадей с возами дров вносит оживление в картину тихой, размеренной провинциальной жизни и придает ей особый уют. Небольшая по размеру работа производит впечатление масштабной и цельной благодаря выразительности пейзажного мотива, блестящему композиционному и живописному мастерству ее автора.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме