Обращение к деревенской теме было характерной приметой отечественного искусства 1960-х годов. В 1969 году Василий Белов так писал о первой персональной выставке Джанны Тутунджан: «Какие-то необъяснимые чистота и целомудрие, любовь и горечь, сострадание и восхищение чувствуются в отношении художницы к этим людям… отличное полотно «Незабудки» обладает той неуловимой прелестью, когда проникновенный лиризм незаметно переходит к глубинному философскому осмыслению жизни…»

Полотно «Незабудки» стало центральным, всеобъемлющим произведением Джанны Тутунджан, заключившим основные тематические направления и стилистические приемы художника. Работа над ним велась с 1967 по 1969 год. Такое произведение – большая редкость и удача для его создателя. Через систему смысловых и пластических метафор Джанна Тутунджан сумела достичь сильного, незабываемого воздействия на зрителя.

На картине – три женщины, сидящие в избе, связанные узами родства: старуха, женщина средних лет и девочка-подросток. Внимание зрителя захватывает не событие, а пространство их чувств, их памяти. В картине заложено множество содержательных линий. Выделяются две основные. Это поэтическое представление о трех периодах жизни женщины. Вторая тема картины «Незабудки» связана с мотивом памяти о Великой Отечественной войне. Сидящие в избе собрались в День Победы, вспоминая родных, не вернувшихся с войны. Выражения их лиц различны, ведь каждая из них имеет свое собственное отношение к минувшему. Лишь для старушки эти воспоминания реальны, и она полна скорби; молодая женщина едва помнит то время, но полна сострадания к ушедшим; а для девочки война предстает лишь в рассказах бабушки и матери, и она, словно усилием воли, пытается увидеть прошлое. Лица трех героинь озарены светом нежно-голубых, как незабудки, глаз. Они и есть незабудки, не забывшие, вечно помнящие погибших, хранящие им верность любви и памяти.

Рассмотрим выразительные средства этого живописного полотна – характер линейного и цветового решения. В фигуре девочки линия пульсирует подобно весеннему ручейку, сама же фигурка напоминает цветок незабудки на тоненьком стебле. В очертаниях женщины течение линии успокаивается, обретая определенность полдня жизни, и, наконец, в силуэте старухи ломается, уподобляясь корявому, ссохшемуся дереву. Графический абрис фигур вплетается в узор древесных волокон пола, бревенчатых стен и лавки. Цвет в произведении выполняет не столько изобразительную, сколько символическую роль. Белый цвет выражает чистоту духа, красный – жизнь и материнство, черный – скорбь. Все три героини в светлых одеждах. Но если платье девочки чисто белого цвета, а у женщины цвет кофты имеет оттенок топленого молока, и от красной юбки падают теплые рефлексы, то у старухи на белые одежды ложатся сиренево-голубые тени, на ее голове – черный платок с бледными цветами, как воплощение времени и праздника, и скорби.

Кроме того, художник необычно проработала лицо, руки и необутые ноги старухи. Джанна Тутунджан признавалась, что это у нее получилось непреднамеренно. Сначала она, как обычно, сделала тщательный рисунок углем на холсте, затем покрывала цветом его поверхности, но когда принялась за кожу героини, то поняла – писать больше нельзя: холст буквально «не впускал в себя». Так и состоялся этот удивительно емкий и точный образ. Угольный рисунок точно выразил замысел автора – показать женщину, душа которой словно обуглилась от перенесенных страданий. В полотне явно ощущаются две гиперболы. Они касаются анатомически слишком большой руки и чрезмерно вытянутой головы старухи, скрытой платком. Но это было необходимо для придания ее образу должной незыблемости.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня ее рождения.

Теги: Джанна Тутунджан, птица жизнь
Вологодская областная картинная галерея

Новости по теме