Активно работая и в живописи, и в графике, Джанна Тутунджан свое обучение и формирование получила на графическом факультете Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова по отделению плаката, и это сыграло значительную роль в определении ее творческого пути. В предисловии к каталогу своей персональной выставки в Вологде в 1981 году Тутунджан написала: «Мне хочется сравнить себя с деревом: графика – мои корни, живопись – моя крона». На протяжении всей жизни этот вид искусства занимал значительную роль в творчестве художника и отличался редкой правдивостью, органичностью, чистотой звучания и особым вниманием и любовью к человеку. С 1971 года и до конца своих дней Джанна Тутунджан работала над уникальной графической серией «Разговоры по правде, по совести», насчитывающей около 200 рисунков.

Вот как объясняла Тутунджан причину появления этой серии: «Рисуя людей в далеких деревнях, я буквально страдала от того, что кроме меня никто не слышит, как они говорят! Потом я стала писать рядом с рисунком то, что слышала от них. Мне могут возразить: мол, это имеет отношение к другому жанру… Но древним изографам тоже мало было показывать одни лики святых, они исписывали целые столбцы, желая, чтобы люди услышали их речи. Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые по моим понятиям представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

Деревня Сергиевская Тарногского района Вологодской области, куда приезжает подолгу жить и работать художник, стала источником творческого вдохновения. Именно здесь зарождаются замыслы будущих картин, создаются эскизы, наброски, рисунки.

Живой интерес к слову, звучащей речи, желание передать образ своих героев, сохранить их мудрость для потомков привели к тому, что Джанна Тутунджан стала записывать монологи изображаемых ею людей прямо на рисунках. В результате сочетание силуэта фигуры с графическим узором текста и по стилистике, и по содержанию оказалось необыкновенно органичным и усилило образное восприятие произведения. Прямая безыскусная речь деревенских жителей колоритна и мудра, а графически закрепленная в изображении позволила родиться новому, историко-культурному явлению изобразительного искусства. Художник сознательно озвучивает изображение, записывая речь реальных людей с их неповторимой интонацией, индивидуальными оборотами, своеобразной ритмикой и мелодичностью.

В начальный период графического творчества шел поиск материала, в основном художница работала тушью, но дополняла ее фломастером, акварелью или цветными карандашами. Во второй половине 1960-х годов она перешла на работу фломастером, который и стал ее любимым графическим материалом в работе над этой серией.

Джанна Тутунджан всегда выделяла в работе важные для образной трактовки детали. Зачастую мастер вводит в композицию листа необходимые ей бытовые вещи, орудия труда, тем самым подчеркивая род занятий человека, социальную принадлежность. Ее умение в скромном труженике увидеть героическое начало и запечатлеть его на листе сильными, правдивыми линиями, превратив в образ-символ, захватывало внимание с первых рисунков. Особенно привлекательными для Тутунджан были женские характеры и судьбы. Через их образы художник размышляет о сущности бытия, нравственных категориях. Героини Джанны Таджатовны отличаются душевной чистотой, внутренней силой и мудростью. Они идут по жизни с достоинством, не ропщут на судьбу, часто суровую по отношению к ним. Образы ее героев в чем-то типичны, но при этом каждый индивидуален и самобытен. Вглядываясь в лица деревенских жителей, их позы и жесты, вникая в смысл слов, услышанных и записанных автором, осознаешь, что в этих словах таится накопленная веками народная мудрость и раскрывается собственное, разделяемое с этими людьми отношение художника к миру, к сегодняшнему дню. Как правило, героями этой графической серии были люди пожилого и зрелого возраста, хотя в более поздних листах главными персонажами становятся молодые люди, что будет особенно символично, ведь именно к будущему поколению автор обращала свой талант. Каждый рисунок серии – это философское размышление, своего рода исповедь художника, который по-особому понимает и интуитивно ощущает незримую связь времен, преемственность поколений и традиций.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня ее рождения.

Теги: птица жизнь, Джанна Тутунджан

Новости по теме