12+

«В ней много печального юмора, жизненной правды и даже трагизма». О картине Иллариона Прянишникова рассказывает «Арт-мозаика»

Илларион Михайлович Прянишников (1840–1894) занимает одно из первых мест среди художников-реалистов второй половины XIX столетия. Он родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье небогатого купца. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился с перерывом до 1865 года.

Художник известен как историческими полотнами, так и работами, обращенными к жизни простого народа, столь характерными для мастеров его времени. В конце 1869 года Илларион Прянишников принял самое активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок, став членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, а со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

В историю живописи Илларион Прянишников вошел как художник, работавший в «малом жанре». Связано творчество знаменитого живописца и с Русским Севером.

В собрании Вологодской областной картинной галереи кисти Прянишникова принадлежит небольшое живописное полотно «У тихой пристани», входящее в так называемый «лальский цикл» картин художника. В этом небольшом городке – Лальске, расположенном в то время на территории Вологодской губернии, жил и работал старший брат живописца Сергей. Сначала он исполнял должность бумажного мастера, а потом и директора лальской бумажной фабрики. Точно известно, что в 1875, 1885, 1889 годы Илларион приезжал в гости к брату, и здесь в усадьбе Сергея Михайловича, сохранившейся до сегодняшнего времени, у него была своя художественная мастерская.

Камерную картину «У тихой пристани» (около 1890 г.), авторское повторение работы из собрания Государственного Русского музея, как и большинство произведений малого жанра Прянишникова, отличает не только реалистичность подмеченной ситуации – в ней много печального юмора, жизненной правды и даже трагизма. Не случайно о художнике говорили, что он умел сочетать в своих картинах драму с сатирой. Сегодня можно только удивляться тому, что именно эта картина Прянишникова вызвала негодование тогдашней цензуры и не была допущена на выставку. Вот что писал об этом факте Валентин Серов в 1905 году: «Среди ряда картин, снятых цензурой с публичных выставок за последние 25 лет отмечаем следующие: «…Прянишников «У тихой пристани». Жанровая картина: пожилой чиновник, после трудового дня, улегся на ночь в постель и перед сном читает ведомости; рядом его жена приготовляется ложиться спать. Заметим, что ничего сколько-нибудь нарушающего чувства приличия в этой картине нет». А вот критики находили нечто неприличное в этом безобидном сюжете даже в 1950-е годы.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.