Публикация воспоминаний Наталии Серовой о Джанне Тутунджан неожиданно получила продолжение. Так часто бывает, когда речь идет о ком-то очень важном для судеб многих людей и всей страны. Поэтому еще несколько людей, знавших Джанну Таджатовну, – в том числе видных деятелей российской культуры – захотели поделиться своими воспоминаниями и просто мыслями о жизни и творчестве этого удивительного художника и человека.


Игорь Шайтанов, литературовед, литературный критик, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета и главный редактор журнала «Вопросы литературы»:

– Год 2021-й живу по календарю «Джанна Тутунджан». По числу месяцев – 12 ярких полос иллюстраций. Картины природного быта и вологодской деревенской жизни. Да, эта московская арбатская девочка навсегда полюбила Вологодчину, увиденную со свойственной ее взгляду проницательностью.

В деревне, живущей не очень весело и трудно, она рассмотрела свой Лад, сохранила его как жизненный цикл, запечатленный ею от младенчества (мать и дитя – частый сюжет) до трудовых лиц и рук стариков. И рядом с жизненным укладом – природный лад на многочисленных этюдах, мгновенных, но нет, не импрессионистских. Не мгновенностью впечатления поражает природа у Тутунджан – впрочем, как и деревенский быт, – а непреходящей силой красоты, остановленной в сжатом пространстве холста или картона.

Пишу почти с натуры, глядя на два небольших этюда, смотрящие со стены. На одном – тесная геометрия деревенских крыш. На другом – брусничный куст в затемненных оттенках зелени (то бликующей, то почти черной) и в яркости красноватых пятен – разбросанные капли ягод, а в углу – то ли шляпка подосиновика, то ли ранний осенний лист...

Вспоминаются пристальные глаза Джанны Таджатовны и ее улыбка, чуть ироничная, обещающая доброе понимание и острую оценку.


Марина Дмитревская
, профессор Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), главный редактор «Петербургского театрального журнала»:

– В маленькой Вологде моего детства все время звучали какие-то художественные имена: Щуко, (это по театральной части), Витя Коротаев (это по поэтической), Корбаков (по изобразительной)... Не звучал Шаламов, не звучал Белов – всё это были просто имена детства. И было одно экзотическое, как Шахрезада, – Джанна Тутунджан. Джанна отсылала к Востоку, Тутунджан – к Тутанхамону… В общем, какая-то «Тысяча и одна ночь» в вологодских снегах... Тем более странным было уже в сознательном возрасте увидеть рисунки Джанны, посвященные деревне, бабкам-соседкам, их морщинам и трудовым рукам. Никакой «Тысячи и одной ночи»... Я очень люблю эту человеческую, теплую, северную живопись и рисунок – женский, физиологичный, мягкий. Как будто Юг натапливает Север...

Ольга Туманова, вологжанка, преподаватель немецкого языка, живет в Ярославле:

– С удовольствием прочитала на cultinfo.ru рассказ Наталии Серовой о Джанне Тутунджан. Присоединяюсь к тем, кто считает ее явлением в культурной жизни Вологодчины. Всегда нравились ее картины; одну из гравюр когда-то купила на выставке, много лет она висела над письменным столом. И Ирину Гура вспомнила благодаря этому интервью. Всегда рада услышать и прочитать о замечательных людях Вологды. Воспоминания Наталии Серовой переслала сестре и дочкам – им это тоже интересно.

В 2011 году, через несколько дней после ухода из жизни Джанны Тутунджан, писатель и литературовед, лауреат Государственной премии РФ, член Президентского совета по культуре Валентин Курбатов писал своему другу, писателю Дмитрию Шеварову, много лет работавшему в Вологде журналистом:

– Да, дорогой Дмитрий, уходят хорошие, добрые лица. Остаются красивые. (Вы заметили, как стала красива молодость?) Только это не одно и то же.

Красота часто подменяет доброту и не ищет ее. Я любил работы Джанны Тутунджан (спасибо вам за «Апрельские дымы»: выставил их на «рабочий стол» и не нагляжусь – такой свет и покой.) И ведь даже и такие «дымы» уже в прошлом. Уже не поплывут по России такие утренние деревенские корабли в Господнюю даль.

На наших глазах стремительно уходит Россия в ее счастливом, казалось, вечном – пушкинском, некрасовском, тургеневском, тютчевском, толстовском – смысле. Уходит и уносит добрые лица. Приходит интернет-Россия, к которой нам уже не привыкнуть....


Теги: Джанна Тутунджан, юбилей, живопись
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме