Реставраторы из Петербурга получили разрешение на проведение консервации живописи в комнатах на втором этаже дома Пановых по адресу: Вологда, ул. Герцена, 38.

Деревянное здание XIX века является объектом культурного наследия федерального значения и реставрируется на средства предпринимателя Германа Якимова. Уникальным памятник делает сохранившаяся в интерьерах настенная живопись.

В этом году для посетителей открылся первый этаж дома, где теперь круглосуточно работает цветочный магазин. В залах можно увидеть живопись, обнаруженную при ремонтных работах в процессе демонтажа поздних конструкций. Стены первого этажа расписаны под разные сорта мрамора. Специалисты отмечают, что такой «инкрустационный» стиль был распространен в Помпеях еще в III-I веках до нашей эры.

В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых В этом году для посетителей открылся первый этаж дома Пановых Потолок в технике гризайль на первом этаже

На втором этаже приступили к сохранению росписей реставраторы, приглашенные из Санкт-Петербурга. В некоторых комнатах композиции были заклеены обоями или же закрашены малярной краской. В части помещений живопись уже реставрировалась в начале 2000-х годов. Однако деревянные конструкции со временем оседают, приводя в движение и основу, на которую нанесена живопись, из-за чего образуются трещины с отставаниями красочного слоя.

«После того как были сняты обои, мы увидели росписи, которые находятся в аварийном состоянии. Наша задача – подвести под красочный слой укрепляющий состав. Затем устанавливается профилактическая заклейка из папиросной бумаги. Через нее красочный слой прогревается, немного размягчается, потом подсушивается и укладывается на место. Практически на всех участках росписей нужно провести подобную операцию», – объясняет художник-реставратор I категории, заведующий кафедрой живописи и реставрации Академии Штиглица Михаил Рогозный.

Процесс укрепления живописи Процесс укрепления живописи Профилактическая заклейка Процесс укрепления живописи

Также специалистам необходимо очистить живопись от различных загрязнений. В первую очередь – от копоти. На некоторых участках уже можно проследить «стадии очистки».

Стадии расчистки Ростомер 30-х годов Ростомер 30-х годов Советские рисунки Советские рисунки Советские рисунки У реставраторов есть идея законсервировать участок, заклеенный газетами начала ХХ века, прямо на стене Стадии расчистки

«Сложность удаления стойких загрязнений состоит и в том, что на некоторых стенах есть карандашные рисунки: советский герб, профиль человека, надписи. Они тоже часть истории, и их хочется сохранить, как и участок, заклеенный газетами начала ХХ века. Есть идея его законсервировать на стене», – отмечает Михаил Рогозный.


При расчистке был выявлен ранее неизвестный факт: некоторые росписи впервые ремонтировались до 30-х годов прошлого века – то есть до их заклейки и закраски. Когда современные реставраторы удалили копоть, в местах трещин проступили подкраски.

Предположительно история их возникновения следующая. В период существования живописи появились трещины. К тому моменту росписи уже несколько потемнели, и под этот «прокопченный» оттенок тогда покрасили пострадавшие участки. Сейчас, когда живопись расчистили, эти фрагменты стали выделяться на фоне первоначального цвета. Не исключено, что первый «ремонт» живописи проводили еще при прежних хозяевах – Пановых.

Открытие дает основания полагать, что живопись до заклейки обоями просуществовала достаточно длительный период. Точная дата создания живописи как и авторство росписей, пока не установлены. Ранее мы писали о том, что это мог быть европейский художник, на что указывает литера «L» на одной из композиций.

В интерьере будут восполняться архитектурные утраты. Так, планируется воссоздание фрагментов потолочных тяг.

Теги: дом пановых, реставрация, Герман Якимов, академия штиглица, живопись
Алина Махлина

Новости по теме