Икону из Георгиевского храма в селе Косково Кименгско-Городецкого района восстанавливают специалисты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Медальон с изображением Святого Духа поступил на реставрацию в марте этого года.

Специалисты Академии Штиглица уже не первый сезон ведут работы по консервации настенной живописи в Георгиевском храме. С 2020 года церковь восстанавливается за счет пожертвований и средств президентского гранта.

В советские годы храм подвергался разрушениям и разграблениям. Эта же участь постигла и другие церкви в округе. Старожилы вспоминают, как после закрытия из храмов выносили иконы, а иногда просто сжигали. Но неравнодушные селяне старались спасти святыни. Иконы приходилось прятать – так некоторые из них сохранились до наших дней. Теперь же, зная, что в Коскове работают реставраторы, местные жители приносят спасенные святыни. Специалисты берутся их восстанавливать на безвозмездной основе.

Этим летом в Георгиевский храм после реставрации вернулась из Академии Штиглица икона святых Богоотец Иоакима и Анны. 

До реставрации Тыльная сторона иконы в процессе реставрации после подведения реставрационные вставок в утраты деревянной основы
Тыльная сторона иконы до реставрации

Икону с образом Святого Духа в Георгиевский храм передала местная жительница Лидия Валина. Но сам медальон ранее принадлежал другой церкви, которая располагалась в соседней деревне Шатенёво. 

«Икона была покрыта слоем записей. На борте приходилось удалять стенную акриловую краску. Перед нами не стояла задача поновлять икону – мы восстановили утраты красочного слоя и золочения, чтобы зритель мог увидеть цельный образ и оценить, как могло выглядеть изображение в начале ХХ века без блеска новизны. С тыльной стороны иконы тоже были утраты – их мы восполнили и будем тонировать под цвет дерева», – рассказала студент-реставратор Академии Штиглица Инна Тенсина.

Инна учится на последнем, 6 курсе и специализируется на реставрации станковой масляной живописи. В основном она работает с художественными произведениями на холстах, но за реставрацию иконы из Шатенёва взялась, поскольку она написана масляными красками. Работы по восстановлению заняли больше полугода, сейчас остались финальные штрихи.

Под влиянием времени доску, на которой написана икона, выгнуло. «Изначально поверхность была плоская, ровная, но дерево естественным образом погнулось со временем. Если бы мы стали ее выпрямлять, то это бы дало нам нежелательные деформации и повреждения красочного слоя», – отмечает Инна Тенсина.

Предположительно медальон мог находиться в иконостасе над царскими вратами. Реставраторы отмечают необычность иконы.

«Отдельные изображения Святого Духа в образе голубя очень редко встречаются. Обычно он изображается над Богоматерью. На иконе заметны исправления подготовительного рисунка автором. Со временем масляный слой стал более прозрачным и тонким, и под ним проступил авторский рисунок: стало видно, где намечена центральная линия и что изображение голубя было сдвинуто вниз. Художник изменил композицию в лучшую сторону, уравновесил ее», – говорит студентка.

Медальон с изображением Святого Духа вернется в Косково после окончания реставрационных работ в следующем году.

История Академии Штиглица уходит корнями во вторую половину XIX века. Учебное заведение было основано на средства банкира и промышленника Александра Штиглица, тогда оно называлось Центральным училищем технического рисования и студенты его осваивали разные художественные ремесла: от монументальной живописи до художественной работы по коже. Выпускники училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже и т.д.

В наше время вуз выпускает художников, дизайнеров, искусствоведов и реставраторов. Среди них есть и редкие специалисты. Так, Академия является одним из немногих учебных заведений, где готовят реставраторов монументальной живописи. Студенты под руководством преподавателей практикуются в мастерской, куда привозятся фрагменты росписей, снятые со стен.

«У нас в работе сейчас находится роспись из деревянного храма в Архангельской области. Она была демонтирована со стены, что делается в крайних случаях, когда росписям грозит гибель. Укрепив штукатурный и красочный слои, мы монтируем ее на новое основание – панель из сотового алюминия. Такой материал специально берется для прочности (сотовый алюминий выдерживает большие нагрузки) и облегчения. В дальнейшем роспись вернут в храм, но монтировать в стену уже не будут», – объясняет заведующий кафедрой живописи и реставрации Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Михаил Рогозный.

Реставрируются в мастерской и другие фрагменты живописи. Например, подлинная роспись начала XIX века. Она была снята вместе с фрагментом потолка Таврического дворца в Санкт-Петербурге, когда часть помещений грозили обрушиться.

Каждый студент-реставратор учится копировать работы по своему направлению, поэтому в залах Академии можно увидеть копии росписей Рафаэля, икон, а также старинной мебели и рам, если это студенты, специализирующиеся на декоративно-прикладном искусстве.

В селе Косково Вологодской области выпускники Академии Штиглица под руководством Михаила Рогозного продолжат работы по сохранению росписей Георгиевского храма весной следующего года.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Копия Пергамского алтаря из запасников Эрмитажа служит для студентов Академии натурой для тренировки техники рисования. Скульптура основателя академии Александра Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица Копия царских врат из суздальской церкви, выполненная студентами из подручных материалов в натуральную величину.
Теги: реставрация, икона, Кичменгско-Городецкий район
Алина Махлина

Новости по теме