Передвижная выставка «Небо над храмом. Возвращая забытые имена» открылась в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Работы устюжского художника представили на студенческом форуме «Реставрация. Наш взгляд – 2024».

В этом году исполняется 90 лет со дня смерти живописца иконописного цеха Великоустюгской Ремесленной управы Пантелеймона Яковлевича Кострова (1876-1934). Его отец владел иконостасной мастерской, был резчиком и позолотчиком. Сам Пантелеймон Яковлевич выбрал стезю иконописца, поступил на обучение к цеховому мастеру, который отмечал добросовестность и отличное поведение ученика. В 26 лет Пантелеймон Костров получил свидетельство на производство иконописно-живописного ремесла, а в 1909 году его самого уже привлекали в качестве эксперта при записи мастеров в иконописный цех Великоустюгской Ремесленной управы. В 1910 году художника пригласили расписывать верхний храм Георгиевской церкви в селе Косково, сегодня – Кичменгско-Городецкий округ. Пантелеймон Яковлевич руководил бригадой, в составе которой было трое выпускников Академии художеств.

Передвижная выставка «Небо над храмом. Возвращая забытые имена» Передвижная выставка «Небо над храмом. Возвращая забытые имена» Передвижная выставка «Небо над храмом. Возвращая забытые имена» Пантелеймон Костров Пантелеймон Костров с семьей Команда реставраторов Георгиевского храма в Коскове Студенческий форум «Реставрация. Наш взгляд – 2024» Студенческий форум «Реставрация. Наш взгляд – 2024» Михаил Рогозный Студенческий форум «Реставрация. Наш взгляд – 2024» Студенческий форум «Реставрация. Наш взгляд – 2024» Студенческий форум «Реставрация. Наш взгляд – 2024»

Судьбе Георгиевского храма посвящена значительная часть выставки. В 2019 году инициативная группа во главе с Еленой Вербицкой начала сбор пожертвований на его восстановление. Команда выиграла четыре президентских гранта, на средства которых церковь реставрируют.В рамках проекта возрождения села и храма также проводят важные социально-культурные мероприятия, и выставка, посвященная памяти Пантелеймона Кострова, – в их числе. Это итог огромной работы по спасению настенной живописи Георгиевского храма, которая велась на протяжении последних четырех лет.

«Первоначальное название выставки – «Небо Кострова» – то самое уникальное северное небо с его удивительными нежными красками. Именно оно изображено незаслуженно забытым художником Пантелеймоном Костровым на куполе нашего храма в Коскове. Композиции, созданные этим талантливым живописцем на сводахГеоргиевского храма: Христос с Богородицей и Иоанном Предтечей, ангелы и архангелы, святые и евангелисты – все они парят на фоне прекрасного бесконечного неба, которое простирается над нашим родным краем. Для сравнения на выставке представлены фотографии небесных пейзажей над селом Косково», –рассказывает координатор проекта реставрации Георгиевского храма Елена Вербицкая.

Сохранением росписей храма с 2021 года занимаются выпускники и преподаватели Академии Штиглица под руководством заведующего кафедрой живописи и реставрации Михаила Рогозного. В первый год специалисты проводили исследования, делали пробы, а затем приступили к спасению росписей. С утра до вечера реставраторы работают на лесах, но только в летний сезон, так как храм не отапливается. К каждой композиции нужно искать свой подход и свой материал, так как степень повреждений разная.

«В случае с изображениями царицы Елены и князя Владимира в аварийном состоянии находился красочный слой. Его мы укрепляем клеевыми растворами. В алтарной части на нижней стене есть огромная утрата: штукатурка рухнула практически полностью, а та часть, которая ещё осталась на стене, расслоилась и рассыпается на глазах – каждую весну мы видели на полу фрагменты штукатурки и красочного слоя. Уже четыре года стремимся вывести алтарную часть из аварийного состояния, но проблема в том, что она еще находится под малярной закраской – освободить живопись от позднего слоя можно будет только после укрепления. Аналогичные по сложности работы есть в трапезной. Там мы продолжаем укреплять «Страшный суд», где штукатурка отходит от стены – буквально висит в воздухе. Чтобы не допустить дальнейшего разрушения, штукатурное основание мы укрепляем– специальной известью – собственно, это традиционный вяжущий материал, который использовали при постройке храма, но он особым образом обработан определенными присадками», – поясняет преподаватель кафедры живописи и реставрации Тимур Кривулько. В Косково он приезжает каждый год. 

Процесс спасения живописи запечатлен на фотографиях. На выставке также можно увидеть копии росписей Георгиевского храма, выполненные студентами третьего курса. Прошлым летом они две недели занимались укреплением фриза и двух орнаментированных треугольников, удаляли поверхностные загрязнения с изображений в медальонах. Эти же медальоны, по предложению преподавателей, студенты использовали для отработки навыков копирования. Екатерина Иванова копировала образ святой Ирины, Магдалина Гардер – изображение святой Марии Магдалины, и Мария Якушкина – святого Никиты.

«Через прозрачную плёнку мы перевели основные линии. Частично по этим линиям и частично по распечатке начали делать копии. Помимо этого, мы разбирали анатомию лица: какой именно объём, как стоит фигура, как держит руку, и в каком ракурсе это изображено. Когда понимаешь эти вещи, картина для тебя преображается. К сожалению, не смогла передать свет, как в оригинале: святая Ирина освещена сверху и со спины, что создает вокруг нее ореол чистоты. Авторскую манеру тяжело повторить. Получился приближенный вариант», – поясняет Екатерина.

«Для более точной цветопередачи на месте сделали выкраски.Взяли акварель, намешали нужные цвета, чтобы максимально приблизиться к оригиналу, так как при печати цвета не всегда выглядят правдоподобно. Сначала делали пробные распечатки и сравнивали их с выкрасками – насколько они подходят по тону», – комментирует свою работу Магдалина.

На выставке показаны картины и иконы авторства Пантелеймона Кострова, а также фотографии художника и его семьи. Экспонаты предоставлены Великоустюжской епархией (храмом великомученика Георгия села Косково), Великоустюгским музеем-заповедником, а также родственниками живописца.

Иконы и картины были отреставрированы или находятся в процессе реставрации в мастерских кафедры живописи и реставрации Академии им. Штиглица.

Путь экспонатов до заботливых рук специалистов был долгим и сложным. Иконы из Георгиевского храма местные жители в годы гонений прятали, вытаскивали из костров, несмотря на возможное наказание. Образ Георгия Победоносца маскировали под картину, даже серебрянкой сделали имитацию рамы и закрасили имя изображенного святого.Икону «Преподобная Марфа и Иоанн Предтеча» принесла местная жительница. Её отец сдёрнул живописный слой с паволокой (тканевой подложкой) с доски и так хранил икону долгие годы, пока не появилась возможность отдать ее в храм. Также в их семье в подвале хранились колонки от иконостаса.

Уже полностью закреплены и расчищены от копоти студентами Академии три большемерные иконы, на которых изображены святой праотец Давид, святой пророк Зосима Соловецкий, святой епископ Иннокентий Иркутский. Летом 2023 года специалистам их передали в церкви Александра Невского в Кичменгском Городке. Все три иконы опилены по краю или в нижней части. Предположительно, это сделано, чтобы их было легче спрятать. Тем не менее, сами изображения святых не пострадали.

В процессе работы были выявлены детали, по которым можно с большой вероятностью предположить, что иконы принадлежат кисти Пантелеймона Кострова. По стилистическим особенностям написания иконы совпадают с образцами живописи из Георгиевского храма в селе Косково. Реставрировали иконы студенты Маргарита Дедова, Елизавета Кучина, Екатерина Конош, Елена Богачёва, Мария Чугаева под чутким руководством преподавателей Анны Лельчук и Семена Малышева.

Две картины Пантелеймона Кострова передали в Академию его внуки, проживающие в Великом Устюге. Безымянный пейзаж, представленный на выставке, поступил в академию в октябре прошлого года. Реставраторы назвали картину «Утро в рыбацкой деревне» и после тщательного обследования и фотофиксации приступили к «лечению». Работу выполняла студентка 2 курса кафедры живописи и реставрации Екатерина Балашова под руководством преподавателя Полины Фроловой.

 «На работе были проколы основы и запись. Картина была деформирована. Мы укрепили красочный слой, выровняли основу и приступили к удалению записи. Кто-то перекрасил полностью небо и воду голубой масляной краской, чтобы скрыть проколы. Довольно сложно было эту краску убирать, потому что она крепко соединилась с авторским слоем. Повезло, что изначально картина была покрыта лаком, и он отделял их друг от друга. Мы долго подбирали растворитель, который не затрагивал авторский но удалял бы поздний слой краски. Сначала сделали пробное раскрытие, на нем отрабатывали методику. Затем постепенно, полоса за полосой, открывали облака и дорожку бликов на воде, какими их изобразил сам художник. Но вместе с тем виднее стали и потёртости, которые пытались скрыть под записью. После удаления голубой масляной краски еще раз укрепили авторский красочный слой. Остается убрать жёлтые пятна лака, после чего картина станет светлее. Также затонируем места, где были утраты», – объясняет преподаватель кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица Полина Фролова.

Выставка «Небо над храмом. Возвращая забытые имена» задумывалась передвижной и после Академии им. Штиглица продолжит путешествие по вологодской земле: ее покажут в Вологде, в Кимченгско-Городецком краеведческом музее, в трапезной храма великомученика Георгия села Косково и в Музее древнерусского искусства в Великом Устюге. Каждый музей дополнит выставку своими экспонатами.

12+

Теги: академия штиглица, Великоустюгский музей-заповедник, Великий Устюг, реставрация
Алина Махлина

Новости по теме