Масштабные ремонтно-реставрационные работы в Воскресенском кафедральном соборе завершились в 2022 году торжественным освящением нижнего придела. Реставраторы вывели конструкции памятника архитектуры из аварийного состояния. Это позволило в прошлом году приступить к воссозданию настенной живописи верхнего храма. Реконструкцией росписей занимается объединение художников из Ростова под руководством Ивана Алексеева.

В коллективе искусство – дело семейное, передающееся из поколения в поколение. Отец Ивана Алексеева – народный художник России Александр Алексеев большую часть своей жизни посвятил монументальной эмали, и это во многом предопределило путь его сына. Иван Александрович, как и его супруга Ольга, окончил Холуйское училище (сейчас – Холуйский институт лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова), работал пять лет на фабрике лаковой миниатюры. Дети Влад и Всеволод тоже стали художниками, как и их вторые половинки Екатерина и Анастасия. Семья расписывала храмы в Нижегородской области, Магадане, Белоруссии, Казахстане, участвовали в реставрации храмов в Арзамасе.

«Первое время мы работали на разных объектах в разных коллективах и старались охватить все специальности. В монументальной живописи каждый художник, как в оркестре, ведет свою партию. Орнаменталист, позолотчик, фигурист, личник (пишет лики, руки), пейзажист – все одинаково важны. Когда получилось освоить все эти специальности, мы решили объединиться в семейный самостоятельный коллектив. Пока мы работали в разных бригадах, у нас появились замечательные друзья, которые теперь работают с нами. Поездили много. Однажды поступил звонок из Вологды: попросили приехать и посмотреть объект. И мы взялись за работу. Владыка и батюшки очень чутко относятся к нам: какие бы вопросы не возникали, обратная связь есть всегда. Нас мало, но нас не торопят», – отмечает Иван Алексеев.

Задача художников – воссоздать росписи XIX века по сохранившимся источникам.

«Есть подробное историческое описание композиций и их расположения, есть фотографии живописи, но черно-белые. По алтарю сохранилось описание репродукций известных произведений: «Моление о чаше» Федора Бруни, «Несение креста» Рафаэля Санти. Композиция и цветовая гамма в данном случае известны по первоисточникам, и мы опираемся в работе на них», – пояснил руководитель объединения.

Все эскизы согласованы с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области. Воссоздание росписей также курирует древлехранитель Вологодской епархии, художник-реставратор высшей категории станковой темперной живописи Ольга Соколова.

Оригинальная стенопись Воскресенского собора практически утрачена. Впервые храм был расписан в 1805-1810 годах. Для этого из Москвы пригласили живописцев-альфрейщиков Ивана Гофмана и Ивана Фохта. Последний за свои труды получил благосклонность вологодского начальства, а впоследствии и пост губернского архитектора.

В 1848 году стенная роспись собора была переписана ярославским мастером Александром Колчиным. Во время второго «возобновления» (ремонта) собора в 1872 году живопись реставрировали: от времени она потемнела, также пострадала от поновлений и чисток. Восстановление росписей было поручено тверскому живописцу Петру Дешёвову, так как он хорошо зарекомендовал себя иконописными работами в Павло-Обнорском и Корнилиево-Комельском монастырях.

Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Моление о чаше. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Несение креста. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого Росписи в алтарной части храма. Фото Сергия Зяблицкого

Большинство изображений было оставлено без изменений, но некоторые композиции выполнены по новым рисункам (на своде храма это «Триипостасное Божество», «Воскресение Христово» и «Сошествие Святого Духа»). Также на стенах обновили штукатурку.

Убранство храма неоднозначно оценивалось современниками и последующими поколениями. Искусствовед Георгий Лукомский считал:

Внутри собор не представляет решительно ничего интереснаго. Роспись (орнаментальная) изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия типичнаго для поры quasi-русскаго стиля, отдающаго холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши.

В советский период стенопись была скрыта от глаз посетителей: часть забелена, часть утрачена.

В наши дни фрагменты живописи обнаружили, когда бывшее здание картинной галереи передали Вологодской епархии и начали реставрировать. 

«При подготовке к первому богослужению мы очищали помещения от грязи и пыли, убирали перегородки, оставшиеся от картинной галереи. Тогда обнаружили на одной из стен алтарной апсиды небольшой участок светло-розового оттенка, и у нас возникли догадки, что под слоем штукатурки есть какое-то изображение. Мы продолжили расчищать это место, и перед глазами предстала «Тайная вечеря», написанная по образу и подобию фрески Леонардо да Винчи. Впоследствии композиция была укреплена и отреставрирована», – рассказал ключарь храма, отец Сергий Зяблицкий.

 Но далеко не всем росписям так повезло. В середине прошлого века при устройстве картинной галереи внутри стен были проведены штробы («канавки» для проводов), чтобы к каждой картине подвести свет. Еще одним разрушительным фактором стало аварийное состояние центрального купола: он дал усадку на полметра и мог обрушиться.

«На момент обследования на своде были многочисленные трещины, отслоение штукатурки и прочие дефекты. Первые упоминания об этом есть еще в клировых ведомостях, где указано, что на 1830 год свод уже был в трещинах. Причиной стали деформации: столб арки, на которую передаются нагрузки свода, в свою очередь опирается на кладку печи первого этажа. Выполненная на глиняном растворе кладка с нагрузками не справлялась», – поясняет директор компании «ПроМРест», разработавшей проект реставрации, Сергей Попов.

При выполнении ремонтно-реставрационных работ печь полностью разобрали, под основание столба завели металлическую балку, что позволило перераспределить нагрузку. Печь собрали заново, а внутри нее провели вентиляцию первого и второго этажа.

Сам купол при этом держался (и продолжает держаться) благодаря уникальной конструкции – на металлическом каркасе, заложенном в кирпичную кладку. «Я попробовал просчитать эту конструкцию в специальной программе, но она ее не учитывала. Элементы настолько тонкие и изящные, что непонятно как они несут такие большие нагрузки. Конструкция стоит со времен постройки и выдерживает не только купол, но еще башенку и крест, которые над ней возвышаются», – удивляется Сергей Попов.

Штукатурку на стены и своды верхнего храма наносили уже с расчетом на создание росписей. Компания «Электра», реставрировавшая памятник в 2016-2022 годах, подобрала материал, на который хорошо ложится краска.

Уже расписано более 900 квадратных метров из 1300. К Пасхе – празднику Воскресения Христова, в честь которого освящен собор – планируется завершить работы в алтаре, четверике и трапезной. В этом году Пасха отмечается 5 мая.

Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора В процессе работ. Фото 2023 года Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора Росписи в верхнем храме Воскресенского собора
Теги: воскресенский собор, реставрация, Ольга Соколова
Алина Махлина

Новости по теме