Проект «Арт-мозаика» представляет работу Михаила Врубеля «Портрет Всеволода Мамонтова». Живописный образ сына знаменитого предпринимателя Саввы Мамонтова является редким, пожалуй, единственным в заявленной технике.

Необычным фактом биографии Всеволода Мамонтова является его сопричастность к созданию Михаилом Врубелем образа «Демона сидящего» (1890, Третьяковская галерея). Эта загадочная картина – одна из самых известных в творчестве гениального художника. О ее замысле и работе над ней он сообщал из Москвы в мае 1890 года своей старшей сестре Анне Александровне: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу со временем, а «демоническое» – полуобнаженная крылатая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами. Обстановка моей работы превосходная – в великолепном кабинете Саввы Мамонтова. В доме кроме его сына-студента, с которым мы большие друзья, никого нет».

Несомненно, это было неординарное событие в жизни молодого Всеволода Мамонтова (1870–1951) – младшего сына знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, владельца усадьбы Абрамцево. Всеволод окончил в 1893 году юридический и математический факультеты Московского университета. Остроумный, общительный и артистичный юноша с привлекательной внешностью принимал участие в спектаклях Абрамцевского художественного кружка, был знаком с многими художниками.

Любимым его занятием была охота, для которой в имении отца были все условия, а прекрасное знание пород лошадей и охотничьих собак очень пригодилось ему в послереволюционную пору. Он работал на конезаводах, в главном управлении по делам охоты при Совнаркоме РСФСР, заведовал первой в стране Московской испытательной станцией охотничьих собак, преподавал на курсах собаководов и в школах по подготовке проводников служебных собак. Не обошли его стороной и репрессии: в 1930-е годы он был дважды арестован как выходец из «верхушечного слоя царской России», но затем отпущен. В 1948 году его пригласили на работу в Музей-усадьбу Абрамцево, и там в последние годы своей жизни он написал воспоминания о русских художниках, благодаря которым стал известен ценителям живописи. 

«Портрет В. С. Мамонтова» кисти М. А. Врубеля поступил в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, а туда был передан из Государственного музейного фонда. Вполне вероятно, что создавая «Демона сидящего», Врубель мог очень быстро, буквально за сеанс или два, написать портрет симпатичного ему молодого натурщика или сделать это позднее. Жаль, что ни у автора, ни у модели упоминания об этом нет. Возможно, Всеволода Саввича портрет чем-то не устроил. Ни его молодость, ни жизнерадостный характер не нашли здесь воплощения, а в выражении лица и блеске глаз ощущается некоторая напряженность и даже грусть, здесь более заметен отпечаток личности его автора, чем модели. Это заставляет вспомнить парадоксальное высказывание Оскара Уайльда: «Любой портрет, если его пишешь, вкладывая всю душу, является по сути портретом самого художника, а не того, кто ему позировал, не его, а самого себя раскрывает художник в нанесенных на полотно красках».

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме