Сегодня, 13 мая, исполняется 75 лет со дня рождения заслуженного художника России Михаила Копьева
(1947–2017). «Арт-мозаика» представляет одну из самых загадочных картин
живописца в собрании Вологодской областной картинной галереи.
Михаил Копьев – вологодский художник, в творчестве которого
нашли отражение такие темы, как театр, музыка, история, литература. На
протяжении своего творческого пути он обращался к портрету и исторической
картине, театральной теме и анималистике, евангельским и библейским сюжетам.
Среди героев исторических портретов Михаила Копьева – Пушкин, Гоголь,
Северянин, Хлебников, Малер, Сальери, Лафонтен…
Парадоксы мира, которые наполняют обыденную реальность,
всегда были интересны Михаилу Копьеву. Он никогда не уставал находить их в
самых, казалось бы, простых вещах, ненавязчиво и деликатно подталкивая и нас,
зрителей, к этому поиску, заставляя удивляться снова и снова. Они скрыты от
нечуткого, поверхностного взгляда, незаметны, если смотреть на мир тривиально.
Поэтому художник, всецело осознавая
свою миссию, призывает нас своими
работами нетривиально воспринимать мир, поменять угол зрения. А для этого
нужно не так уж и много – капельку иронии, чуть-чуть фантазии и
воображения.
Михаил Копьев – художник, создавший свою реальность в живописи, которая неизмеримо далека от обыденности. Во многих его работах реальные вещи переплетаются с фантастическими. Некоторые произведения Михаила Копьева принадлежат к такому течению, как магический реализм. Среди них – картина «Туманы» (2009), одна из самых загадочных работ живописца в собрании Вологодской областной картинной галереи.
Обладая совершенно особым складом мышления, Копьев буквально
с помощью нескольких достаточно лаконичных деталей создает состояние пограничья. В пространстве одного холста сталкиваются
лицом к лицу два совершенно разных мира. Один из них состоит из реальных
объектов, которые узнаваемы и вполне освоены его обитателем – Героем картины:
дом, лестница, перила и, наконец, окно, где уже отражается иная реальность,
которая одновременно притягивает, завораживает и пугает. Именно поэтому Герой
картины, можно даже не сомневаться, сделает этот шаг в неизвестность... В этом
парадокс мира. Тот второй мир есть субстанция абсолютно противоположная: он
состоит из неба, облаков, тумана и того, о чем художник молчит. Знаками
перехода в иную плоскость служит диагональ деревянных перил, ведущая вниз,
внезапно сменяющаяся вертикалью водосточной трубы. Мы видим границу между
реальным и ирреальным. Условно это стена дома, за которой все привычное,
обычное заканчивается и переходит в другое качество – непривычное, необычное,
более того, странное и где-то даже абсурдное. И никто не знает чем обернется
погружение в это инобытие – ни Герой картины, ни художник. Эта некая недосказанность
заставляет вспомнить диалог из рассказа Михаила Копьева «Туман», вошедшего в
его книгу «Мифы у порога»:
– Здесь, – сказал он, – Вам ничего не помешает
думать.
– О чем? – спросил Кундюков А.В.
– О том, что произошло, – сказал незнакомец. – Кстати, меня зовут Игорь.
Ваше имя я знаю.
В картине «Туманы» присутствует такой важный для магического реализма момент, как ключевой ассоциативный образ. В данном случае это человек, который пребывает в пространстве пограничья. И, наконец, в этом произведении есть открытый финал. Возникает неразрешимый вопрос, который остается без ответа. Что заставило Героя выйти из дома? Или кто? Или что-то?
Этим самым художник ставит нас в проблемную ситуацию, когда
зритель пытается решить эту загадку и одновременно становится соавтором в
процессе восприятия картины. Погружение в пространство произведения не проходит
бесследно, ведь художник приглашает зрителей домыслить, додумать, вступить с
ним в безмолвный диалог, побеседовать, пусть даже молча. Это особенное качество
картины «Туманы» дает основание отнести ее к магическому реализму.
Как известно, Михаил Копьев писал стихи и разные рассказы,
где бытовой и фантазийный вымысел переплетались с элементами сюрреализма. Он
делал пейзажные зарисовки в стихах или просто записи состояний природы.
Множество тетрадей и небольших альбомов художника посвящены композициям, идеям,
наброскам к картинам. Туманы для Копьева
– целая тема, к которой он обращался и в живописи, и в акварелях, и в своих
литературных сочинениях.
Истоки мировосприятия Михаила Копьева надо искать в той
среде, которая его сформировала. Это Уфимский государственный институт
искусств, куда он поступил в 1973 году одновременно на факультет живописи и на
театрально-декорационное отделение. В 1979 году он стажировался в Ленинградском
институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. К этому надо
добавить многолетнюю работу в театрах Уфы, а затем и Вологды, куда он переехал
в 1986 году, также сотрудничество с книжными издательствами. Классическое
художественное образование, изучение литературы, философии, психологии,
искусствоведения – все это стало для него отправной точкой на пути поиска
своего индивидуального художественного языка. Атмосфера юмора и шутки, которая
царила на курсе, где учился Копьев, дала импульс в дальнейшем реализовать свой неисчерпаемый творческий потенциал. Он часто предлагал своим друзьям по
институту придумать тему, самую абстрактную и трудную, на которую тут же
сочинял композицию. Это давало уникальный опыт в умении решать в
художественной форме, на бумаге, парадоксальные темы и идеи. Впоследствии уже в
Вологде этот удивительный дар проявился в виртуозно исполненных Михаилом
Копьевым рисунках из серии «Концептуальная графика», среди которых «Взгляд как
сила», «Концепция полета», «Театр как медитация», «Лебединое озеро» (все –
1991), «Легкое непонимание теории
относительности» (1989)... И это только лишь одна из многочисленных граней
неординарной творческой натуры Михаила Копьева, слова которого забыть
невозможно: «Я хотел бы, чтобы мои
произведения несли ощущение радости встречи человека с человеком, творения с
творением».
*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.