12+

Одну из самых загадочных картин художника Михаила Копьева представляет «Арт-мозаика»

Сегодня, 13 мая, исполняется 75 лет со дня рождения заслуженного художника России Михаила Копьева (1947–2017). «Арт-мозаика» представляет одну из самых загадочных картин живописца в собрании Вологодской областной картинной галереи.

Михаил Копьев – вологодский художник, в творчестве которого нашли отражение такие темы, как театр, музыка, история, литература. На протяжении своего творческого пути он обращался к портрету и исторической картине, театральной теме и анималистике, евангельским и библейским сюжетам. Среди героев исторических портретов Михаила Копьева – Пушкин, Гоголь, Северянин, Хлебников, Малер, Сальери, Лафонтен…

Парадоксы мира, которые наполняют обыденную реальность, всегда были интересны Михаилу Копьеву. Он никогда не уставал находить их в самых, казалось бы, простых вещах, ненавязчиво и деликатно подталкивая и нас, зрителей, к этому поиску, заставляя удивляться снова и снова. Они скрыты от нечуткого, поверхностного взгляда, незаметны, если смотреть на мир тривиально. Поэтому художник, всецело осознавая свою миссию, призывает нас своими работами нетривиально воспринимать мир, поменять угол зрения. А для этого нужно не так уж и много – капельку иронии, чуть-чуть фантазии и воображения.    

Михаил Копьев – художник, создавший свою реальность в живописи,  которая неизмеримо далека от обыденности. Во многих его работах реальные вещи переплетаются с фантастическими. Некоторые произведения Михаила Копьева принадлежат к такому течению, как магический реализм. Среди них – картина «Туманы» (2009), одна из самых загадочных работ живописца в собрании Вологодской областной картинной галереи.

Обладая совершенно особым складом мышления, Копьев буквально с помощью нескольких достаточно лаконичных деталей создает состояние пограничья. В пространстве одного холста сталкиваются лицом к лицу два совершенно разных мира. Один из них состоит из реальных объектов, которые узнаваемы и вполне освоены его обитателем – Героем картины: дом, лестница, перила и, наконец, окно, где уже отражается иная реальность, которая одновременно притягивает, завораживает и пугает. Именно поэтому Герой картины, можно даже не сомневаться, сделает этот шаг в неизвестность... В этом парадокс мира. Тот второй мир есть субстанция абсолютно противоположная: он состоит из неба, облаков, тумана и того, о чем художник молчит. Знаками перехода в иную плоскость служит диагональ деревянных перил, ведущая вниз, внезапно сменяющаяся вертикалью водосточной трубы. Мы видим границу между реальным и ирреальным. Условно это стена дома, за которой все привычное, обычное заканчивается и переходит в другое качество – непривычное, необычное, более того, странное и где-то даже абсурдное. И никто не знает чем обернется погружение в это инобытие – ни Герой картины, ни художник. Эта некая недосказанность заставляет вспомнить диалог из рассказа Михаила Копьева «Туман», вошедшего в его книгу «Мифы у порога»:
– Здесь, – сказал он, – Вам ничего не помешает думать.
– О чем? – спросил Кундюков А.В.
– О том, что произошло, – сказал незнакомец. – Кстати, меня зовут Игорь. Ваше имя я знаю.

В картине «Туманы» присутствует такой важный для магического реализма момент, как ключевой ассоциативный образ. В данном случае это человек, который пребывает в пространстве пограничья. И, наконец, в этом произведении есть открытый финал. Возникает неразрешимый вопрос, который остается без ответа. Что заставило Героя выйти из дома? Или кто? Или что-то?

Этим самым художник ставит нас в проблемную ситуацию, когда зритель пытается решить эту загадку и одновременно становится соавтором в процессе восприятия картины. Погружение в пространство произведения не проходит бесследно, ведь художник приглашает зрителей домыслить, додумать, вступить с ним в безмолвный диалог, побеседовать, пусть даже молча. Это особенное качество картины «Туманы» дает основание отнести ее к магическому реализму.

Как известно, Михаил Копьев писал стихи и разные рассказы, где бытовой и фантазийный вымысел переплетались с элементами сюрреализма. Он делал пейзажные зарисовки в стихах или просто записи состояний природы. Множество тетрадей и небольших альбомов художника посвящены композициям, идеям, наброскам к картинам. Туманы для Копьева – целая тема, к которой он обращался и в живописи, и в акварелях, и в своих литературных сочинениях

Истоки мировосприятия Михаила Копьева надо искать в той среде, которая его сформировала. Это Уфимский государственный институт искусств, куда он поступил в 1973 году одновременно на факультет живописи и на театрально-декорационное отделение. В 1979 году он стажировался в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. К этому надо добавить многолетнюю работу в театрах Уфы, а затем и Вологды, куда он переехал в 1986 году, также сотрудничество с книжными издательствами. Классическое художественное образование, изучение литературы, философии, психологии, искусствоведения – все это стало для него отправной точкой на пути поиска своего индивидуального художественного языка. Атмосфера юмора и шутки, которая царила на курсе, где учился Копьев, дала импульс в дальнейшем реализовать  свой неисчерпаемый творческий потенциал. Он часто предлагал своим друзьям по институту придумать тему, самую абстрактную и трудную, на которую тут же сочинял композицию. Это давало уникальный опыт в умении решать в художественной форме, на бумаге, парадоксальные темы и идеи. Впоследствии уже в Вологде этот удивительный дар проявился в виртуозно исполненных Михаилом Копьевым рисунках из серии «Концептуальная графика», среди которых «Взгляд как сила», «Концепция полета», «Театр как медитация», «Лебединое озеро» (все – 1991),  «Легкое непонимание теории относительности» (1989)... И это только лишь одна из многочисленных граней неординарной творческой натуры Михаила Копьева, слова которого забыть невозможно: «Я хотел бы, чтобы мои произведения несли ощущение радости встречи человека с человеком, творения с творением».

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.