Проект «Арт-мозаика»
обращается к творчеству Михаила Латри (1875-1942), внука Айвазовского,
художника и талантливого керамиста, и представляет одно из самых стильных произведений картинной галереи.
Известно, что Иван Константинович Айвазовский много внимания
уделял обучению живописи своих внуков: Михаила, Алексея, Николая, Константина.
Впоследствии все стали известны как художники, и в творчестве каждого важное
место заняла маринистическая тематика. Самый старший и любимый внук прославленного
мариниста Ивана Айвазовского Михаил
Латри представлен в собрании Вологодской областной картинной галереи
единственной работой «Дождь»,
созданной в 1913 году. Картина экспонировалась на выставке произведений
объединения «Мир искусства» в том же году с названием «Летний дождь». Она
поступила в 1953 году в собрание галереи из Вологодского областного
краеведческого музея. Туда она была передана из Государственного музейного
фонда, а ранее находилась в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского.
«Латри любил Крым,
– отмечал в дневнике знаменитый художник Николай Рерих. – Элегия и величавость запечатлена в его картинах, в голубом тоне и в
спокое очертаний». Этим же настроением проникнута работа «Дождь» с ее нежными светлыми красками и плавными линиями
гнущихся под ветром деревьев. Картину отличает выразительность композиции и
разбеленность, блеклость неяркой цветовой гаммы, создающая ощущение воздушной
дымки. Написана работа темперными красками, сообщающими живописи декоративные
черты. Мокнущие на открытой лоджии белокаменного дома растения в горшках
напоминают об увлечении мастера керамикой, которую он также любил писать.
Родился Михаил Латри в Одессе, в семье старшей дочери
Айвазовского Елены и врача городской больницы Пелопида Латри. Вскоре семья
переехала в Ялту. Первым наставником мальчика был его дед, который затем повез
его в 1896 году в Петербург, в Академию художеств. Латри поступил в пейзажный класс «таинственного волшебника», как его
называли подопечные, Архипа Куинджи; там царила особая атмосфера дружбы,
доверия и привязанности. После его ухода из Академии Михаил уехал в Европу, где
два года учился в Мюнхене, побывал в Венеции, Афинах, Константинополе, потом
вернулся в 1899 году в Петербург, продолжил обучение в пейзажном классе,
которым руководил Александр Киселев, и в 1902 окончил Академию художеств.
Латри был наделен
чувством колорита и поэтичностью образного мышления. В отличие от
Айвазовского, он не обладал феноменальной памятью, вдохновение черпал от
непосредственного соприкосновения с натурой и выполнил массу этюдов. Многие его
произведения хранятся в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского,
общественным директором которой он был в 1910-е годы. Его творчество не
ограничено узкими сюжетными рамками, он с удовольствием писал все, на чем
останавливался его ищущий глаз художника. Его картины экспонировались на
выставках в Петербурге, Москве, Киеве. Особенно дружен был с учеником Куинджи
Константином Богаевским, театральным художником Константином Кандауровым и с
Максимилианом Волошиным.
Поселившись в 1906 году неподалеку от Феодосии, в экономии
матери Баран-Эли, Латри оборудовал там гончарную мастерскую и наладил
производство изделий из местных глин. Он
был единственным тогда в Крыму художником, кто всерьез занимался художественной
керамикой. Его изделия экспонировались на масштабной художественной
выставке «Салон Издебского», проходившей в 1909-1910 годах в Одессе и Киеве.
Судьба распорядилась так, что около 1920 года Латри оказался в эмиграции. Любовь к керамике привела его в Грецию, где он руководил Королевским керамическим заводом в Афинах и участвовал в раскопках на острове Делос. В 1924 году Латри обосновался в Париже, где и скончался во время Второй мировой войны. Организованная им декоративно-художественная мастерская выпускала изделия, несущие в быт красоту.
*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.