Проект «Арт-мозаика» обращается к творчеству Михаила Латри (1875-1942), внука Айвазовского, художника и талантливого керамиста, и представляет одно из самых стильных произведений картинной галереи.

Известно, что Иван Константинович Айвазовский много внимания уделял обучению живописи своих внуков: Михаила, Алексея, Николая, Константина. Впоследствии все стали известны как художники, и в творчестве каждого важное место заняла маринистическая тематика. Самый старший и любимый внук прославленного мариниста Ивана Айвазовского Михаил Латри представлен в собрании Вологодской областной картинной галереи единственной работой «Дождь», созданной в 1913 году. Картина экспонировалась на выставке произведений объединения «Мир искусства» в том же году с названием «Летний дождь». Она поступила в 1953 году в собрание галереи из Вологодского областного краеведческого музея. Туда она была передана из Государственного музейного фонда, а ранее находилась в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского.

«Латри любил Крым, – отмечал в дневнике знаменитый художник Николай Рерих. – Элегия и величавость запечатлена в его картинах, в голубом тоне и в спокое очертаний». Этим же настроением проникнута работа «Дождь» с ее нежными светлыми красками и плавными линиями гнущихся под ветром деревьев. Картину отличает выразительность композиции и разбеленность, блеклость неяркой цветовой гаммы, создающая ощущение воздушной дымки. Написана работа темперными красками, сообщающими живописи декоративные черты. Мокнущие на открытой лоджии белокаменного дома растения в горшках напоминают об увлечении мастера керамикой, которую он также любил писать.

Родился Михаил Латри в Одессе, в семье старшей дочери Айвазовского Елены и врача городской больницы Пелопида Латри. Вскоре семья переехала в Ялту. Первым наставником мальчика был его дед, который затем повез его в 1896 году в Петербург, в Академию художеств. Латри поступил в пейзажный класс «таинственного волшебника», как его называли подопечные, Архипа Куинджи; там царила особая атмосфера дружбы, доверия и привязанности. После его ухода из Академии Михаил уехал в Европу, где два года учился в Мюнхене, побывал в Венеции, Афинах, Константинополе, потом вернулся в 1899 году в Петербург, продолжил обучение в пейзажном классе, которым руководил Александр Киселев, и в 1902 окончил Академию художеств.

Латри был наделен чувством колорита и поэтичностью образного мышления. В отличие от Айвазовского, он не обладал феноменальной памятью, вдохновение черпал от непосредственного соприкосновения с натурой и выполнил массу этюдов. Многие его произведения хранятся в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, общественным директором которой он был в 1910-е годы. Его творчество не ограничено узкими сюжетными рамками, он с удовольствием писал все, на чем останавливался его ищущий глаз художника. Его картины экспонировались на выставках в Петербурге, Москве, Киеве. Особенно дружен был с учеником Куинджи Константином Богаевским, театральным художником Константином Кандауровым и с Максимилианом Волошиным.

Поселившись в 1906 году неподалеку от Феодосии, в экономии матери Баран-Эли, Латри оборудовал там гончарную мастерскую и наладил производство изделий из местных глин. Он был единственным тогда в Крыму художником, кто всерьез занимался художественной керамикой. Его изделия экспонировались на масштабной художественной выставке «Салон Издебского», проходившей в 1909-1910 годах в Одессе и Киеве.

Судьба распорядилась так, что около 1920 года Латри оказался в эмиграции. Любовь к керамике привела его в Грецию, где он руководил Королевским керамическим заводом в Афинах и участвовал в раскопках на острове Делос. В 1924 году Латри обосновался в Париже, где и скончался во время Второй мировой войны. Организованная им декоративно-художественная мастерская выпускала изделия, несущие в быт красоту.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме