О самом драматичном произведении в небольшой коллекции скульптуры Вологодской областной картинной галереи рассказывает проект «Арт-мозаика». Это историко-батальная композиция «Запорожец после битвы», созданная Евгением Лансере в 1873 году. В фонд ВОКГ произведение поступило в 1954 году из Министерства культуры РСФСР.

Герой скульптурной композиции – ловко сидящий в седле казак, вытирающий шашку о гриву лошади. Она идет неспешным шагом, пригнув голову к колену. На поводу у запорожца трофейный конь, тревожно оглядываясь, призывает своего хозяина.

Выразительность композиционного решения группы, типичность образа сурового пожилого запорожца, удачно найденный контраст его спокойного коня и взволнованно ржущего вражеского скакуна – несомненные достоинства работы Лансере. Нельзя не залюбоваться великолепно переданной статью животных, Лансере был прекрасным анималистом, а кони – его любимыми «моделями».

Поражает точность проработки многочисленных деталей произведения, вплоть до длинных усов пожилого казака, его одежды, воинского снаряжения, даже полумесяца на попоне вражеского коня и колеса от телеги в степной траве. Здесь нет сухой мелочности, все детали важны и отлично прочеканены.

Лансере лепил свои статуэтки из воска, отливка их происходила на заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм, которые покупали у скульптора его работы и получали право в течение ряда лет отливать и продавать их. Они пользовались значительным успехом в стране и не были оставлены без внимания на зарубежных выставках. Произведения Лансере высоко ценил известный критик Владимир Стасов. Мастерство их исполнения и разнообразие сюжетов, чаще всего жанрового характера, привлекали коллекционеров и состоятельных людей, приобретавших их для украшения интерьера, теперь они находятся во многих отечественных музеях.

Путь Лансере как мастера скульптуры определился не сразу. Он родился в городе Моршанске Тамбовской губернии. Дед его был французом, воином наполеоновской армии, оставшимся после тяжелого ранения жить в России, отец – военным инженером. Пройдя в Петербургском университете курс юридических наук, Евгений Лансере в 1869 году был удостоен степени кандидата права, в том же году представил свои статуэтки на выставку в Академию художеств, получил звание классного художника и решил полностью посвятить себя скульптуре. У кого и где учился с детских лет увлекавшийся рисованием и лепкой Лансере, точно не известно. По мнению Стасова, он пользовался советами популярного скульптора-анималиста Николая Либериха.

Страстный путешественник, Лансере ездил несколько раз за границу, но больше и чаще всего – по России, где он получал богатые впечатления, собирал коллекции оружия, предметов быта и находил сюжеты для своих многочисленных произведений, которые и в наши дни любимы зрителями. Евгений Лансере принадлежал к большой художественной династии Бенуа – Кавос – Лансере, дарования представителей которой проявились в архитектуре, музыке, изобразительном искусстве, художественной критике. Художниками стали сыновья Лансере Евгений и Николай, на этом же поприще прославилась и его дочь Зинаида, в замужестве Серебрякова. Произведения этих замечательных мастеров находятся в фондах Вологодской областной картинной галереи и экспонируются на тематических выставках.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика
Вологодская областная картинная галерея

Новости по теме