Выставка «Ангелы русской деревни», объединившая работы опытных мастеров и школьников, открылась в духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» в Вологде.
Одноименный проект реставратора Ольги Соколовой призван привлечь внимание к творческому наследию Платона Тюрина. Бывший крепостной крестьянин стал первым на Вологодчине академиком портретной живописи, участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Его монументальные произведения украшают церкви Вологодской области, а портреты хранятся в музеях.
Большая часть работ, представленных в залах «Северной Фиваиды», вдохновлены посещением малой родины художника – села Архангельского в Сокольском округе. Здесь расположен объект культурного наследия федерального значения – храм Михаила Архангела. Церковь была возведена в 1770 году, а в 1862-63 годах ее расписал со своей бригадой Платон Тюрин.
Благодаря проекту пленэры прошли в октябре и ноябре. В них приняли участие ученики Сокольской школы искусств, вологодской школы искусств имени Владимира Корбакова, изостудии «Северная Фиваида» и студии «Синергия». В холодные дни ребята собирали фотоматериал, и выполняли свои работы по снимкам в классе.
Отдельно проходил пленэр для вологодских художников, к которому присоединились Мария Ведясова, Аркадий Поляков, Ольга Карпачева, Владимир Баринов, Лариса Шубина и другие мастера. Их произведения также можно увидеть на выставке.
«Когда мы съездили на пленэр, я для себя открыла, что совсем рядом родился такой великолепный художник Платон Тюрин. В его родном селе интересный ландшафт и прекрасная церковь, подобная тотемским храмам-кораблям. Платона Семеновича можно поставить в один ряд с великими вологодскими мастерами: баталистом Василием Верещагиным, первым живописцем Арктики Александром Борисовым, тотемским пейзажистом Феодосием Вахрушовым», – поделилась впечатлениями Мария Ведясова.
На пейзажах запечатлены не только виды села Архангельского, но и храмы Устья. А на картине Ольги Карпачевой предстал едва освобожденный от лесов Вознесенский храм Спасо-Суморина монастыря в Тотьме, также расписанный Платоном Тюриным. Живопись академика поразила вологжанку.
«Она живая, летящая и очень отличается от работ других художников. Помимо знакомства с настенной живописью, я реставрировала его эскизы с изображением евангелистов. Они представляют собой небольшие холсты, на которых Платон Семенович отрабатывал технику, графический строй будущих произведений. В фондах музея-заповедника хранится несколько таких эскизов. Затем реставрировала икону Богоматери, «помощница рождающим чад» – это удивительное яркое произведение», – вспоминает Ольга Карпачева.
Отдельный раздел выставки посвящен реставрации росписей Тюрина в Михаило-Архангельском храме, которая началась 2004 году и с перерывами продолжается на протяжение многих лет. Иллюстрируют процесс реконструкции утраченных фрагментов калька и этюды.
«Сначала фотографию композиции печатаем на баннере в натуральную величину, чтобы соблюсти масштаб. По нему прорисовывали кальку, с нее уже делается рисунок по штукатурке. В завершение композиция выполняется в цвете. Нельзя ничего прибавить от себя. Предварительно цвета подбираются на этюдах. Один из таких этюдов, сделанный в натуральную величину (почти 3 метра), сейчас находится в храме. Масштаб живописи впечатляет. Сам храм 26 метров в высоту, а фигуры в своде превышают человеческий рост в несколько раз», – объясняет Ольга Соколова.
Помогают реставраторам и фотографии эскизов. На выставке представлены апостолы, выполненные в технике гризайль (в градациях серого). Некоторые исследователи предполагают, что в фигурах учеников Христа мастер изобразил помещика, давшего ему вольную, и отца-плотника.
Выставка работает до 3 декабря в «Северной Фиваиде» по адресу: г. Вологда, ул. Торговая площадь, 3. Вход свободный. Далее выставка переедет в Сокольский краеведческий музей.
Проект «Ангелы русской деревни» реализуется на средства гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
6+