46 работ художника передала его семья Вологодской картинной галерее. Часть полотен представлены на выставке «Истоки» в Музейно-творческом центре народного художника России Владимира Корбакова.

Валентин Леканов (1939 -2015) – профессор, с 2010 года заведовавший кафедрой монументально-декоративной живописи Академии Штиглица, почетный работник Высшей школы России, участник международных выставок. В 60-е годы он вместе со своими друзьями Анатолием Заславским и Алексадром Кондуровым боролся за право на своё собственное, отличное от социалистического реализма направление в искусстве. Сегодня его живописные и графические работы находятся в частных собраниях России, США, Германии, Польши и других стран.

Художник также работал в технике мозаики, витража, фрески. Валентин Леканов принимал участие в создании монументов первым космонавтам в Казахстане на месте их приземления, работал над декорацией к совместному советско-американскому кинофильму «Синяя птица», создавал мозаику для мемориального комплекса «Ораниенбаум плацдарм» («Зеленый пояс Славы»).

Показанные на выставке в каминном зале 17 полотен раскрывают спектр жанров, в которых трудился мастер – это и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и сюжетно-тематические картины.

«Выставка называется «Истоки», потому что все работы связаны с рождением и жизнью художника, с его родиной, малой и большой. Валентин Григорьевич родом из деревни Дуднево Череповецкого района», – рассказала куратор выставки, заведующая музейно-творческим центром Светлана Корбакова.

Войну Валентин Леканов застал трехлетним ребенком. В те тяжелые годы, пока взрослые трудились ради Победы и добывали пропитание, он был предоставлен сам себе. Художник вспоминал, как прыгал по сплавляемым бревнам и чудом уберегся. Послевоенные годы в Сестрорецке были овеяны трагическими событиями. По реке Сестре проходила линия фронта, после боев остались минные поля – некоторые неразорвавшиеся снаряды стали причиной гибели одноклассников Валентина Леканова.

Несмотря на омраченные войной детские годы, картины художника пропитаны невероятным жизнелюбием, светом, оптимизмом и добротой. В галерее портретов запечатлен образ матери художника – сельской труженицы. Представлен и ранний автопортрет самого живописца.

«В 1945 году, когда строили ГЭС и Рыбинское водохранилище, Дуднево затопили, как и многие другие. Семья художника переехала в Сестрорецк, и мальчик  начал посещать уроки рисования в Доме пионеров. Педагог отметил способности ученика и предложил ему подготовиться и поступить в художественно-графическое педагогическое училище в Сестрорецке. После его окончания художник преподавал в средней школе и техникуме порой у учеников старше себя», – отметила Светлана Корбакова.

В 1960-е годы Валентин Леканов поступил в высшее Художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной на кафедру монументально-декоративной живописи, с которой связал свою жизнь. Валентин Григорьевич гордился своими учениками, среди которых – заслуженный художник России Валерий Гусаров, профессора Александр Демидов, Светлана Симина, а также нынешний заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи Александр Шевардин.

Связь Валентина Григорьевича с Вологодчиной не прерывалась. Одним из любимых уголков было Ферапонтово, которому посвящен цикл его работ. Художник приезжал на пленэры и привозил студентов на летнюю практику. Через творчество Дионисия ученики постигали технические приемы древнерусской стенописи.

Профессор кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица Светлана Симина с теплотой вспоминает практику под руководством Валентина Леканова. Студенты не только занимались копированием фресок, но и помогали монастырю, например, прибирали территорию. На их глазах памятник возрождался, формировался современный музей.

«Валентин Григорьевич никогда не жалел времени для студентов. С ним можно было поговорить не только как с учителем, но и как с другом. Он был открыт, и дом его был открыт для нас. Эта общность рождалась на практиках. Мы все друг друга знали. Искусство передавалось из рук в руки, от сердца к сердцу. Валентин Григорьевич был чистый и честный человек, и это влияло на студентов, на их развитие. Не было в нем честолюбия. Одним словом, Дон Кихот от искусства», – вспоминает Светлана Симина.

Традиция ферапонтовских практик в Академии жива до сих пор. Начиная с 1964 года, в ней практически не было перерывов.

Выставка «Истоки» продолжит работу до 28 января (ул. Октябрьская, 13). Вход по билету. Действует Пушкинская карта.

6+

Теги: академия штиглица, Дом Корбакова, выставка
Алина Махлина

Новости по теме