…Они видят звуки и чувствуют их запах, занимаются всякой «фейней» и ловят человеческие сны в мыльные пузыри. Все это про вологодских эльфов, которые еще не успели стать орками. Новый спектакль «Эльфы, орки и другие жители Вологды» вошел в репертуар ОккервильТеатра. Премьеру дважды – в ноябре и декабре – представили вологодскому зрителю.

Постановка стала продолжением проекта «Пере-Сечение», поддержанного Фондом президентских грантов. На первом этапе проходила драматургическая лаборатория, куда были отобраны на конкурсной основе 12 подростков. Ребята прошли обучение основам драматургии и театрального искусства и представили публике отрывки своих пьес.

«Цель проекта – популяризация театрального искусства, драматургии и вологодского культурного наследия среди подростков. Спектакль наполнен актуальными для города темами и проблемами. В подаче мы ориентировались на популярные среди подростков жанры», – отметил руководитель проекта Николай Смирнов.

Лаборатория дала материал для спектакля. Автор пьесы – московский драматург Анна Гейжан вела занятия у подростков, что позволило ей ближе познакомиться с их вкусами и взглядами.

«Современным подросткам интересны фантастика и фэнтези, они любят компьютерные игры. И сюжет развивается по схеме, которая типична для компьютерной игры. А еще подростки переживают сепарацию от родителей, в связи с этим почти во всех придуманных ими сюжетах умирали близкие. Оставшиеся сиротами дети страдают от потери связи, общего языка, и мне эта тема показалась важной. Так, собственно, и родился мир в этой пьесе. С одной стороны, это хорошо знакомая Вологда, ее улицы, Яма, рестораны, Каменный мост. С другой – это какая-то иная Вологда, из которой уехали люди, а остались только сказочные существа. Второе создает дистанцию, позволяет посмотреть на себя и свой город со стороны, а не только изнутри», – объясняет Анна Гейжан.

Виктория Чудова в роли Лизы Новый спектакль «Эльфы, орки и другие жители Вологды» Новый спектакль «Эльфы, орки и другие жители Вологды» Новый спектакль «Эльфы, орки и другие жители Вологды» Новый спектакль «Эльфы, орки и другие жители Вологды»

Иную Вологду помогла «построить» московский художник Мария Питербарг. По ее словам, у каждой волшебной вселенной есть свой уникальный фермент, на котором она настаивается. В «Эльфах» этим ферментом стала связь персонажей с природой, которая находит выражение в костюмах, декорациях и взаимодействии с ними.

Например, эльфы носят прозрачные дождевики и шляпы, что отсылает к водной стихии, а также символизирует их открытость миру и детскую непосредственность. В противоположность им, орки – более приземленные создания, одежда их покрыта мхом. Среди взрослых персонажей исключением остается лишь фея-учительница Лиза, поскольку она сохранила в себе восприимчивость и творческое начало, а значит и прозрачность.

«Все мы рождаемся эльфами и имеем неповторимую форму. Под эту форму у Вселенной есть свое место, куда мы идеально подходим, как пазлы. Дети-эльфы абсолютно сочетаемы с миром. Взрослым же мешают их страхи, ограничения, которые искажают их форму. И они уже не могут также легко соединиться с миром и со своим местом в нем, как дети. Но все-таки в каждом орке остается потенциал для того, чтобы снова стать эльфом», – рассказывает Мария Питербарг.

Есть такой шанс и у отца главного героя. Ведь когда-то этот угрюмый орк тоже радовался жизни и создавал замечательные наличники. Но после смерти жены герой замыкается в себе, обрекая на страдания не только самого себя, но и своего сына Пашку.

«Отец держит проблемы в себе, не готов, не может или не умеет делиться своими переживаниями. При этом мы не говорим о том, что это какой-то бедный и неуспешный человек. Он может быть в обществе состоятельным предпринимателем. Но закрытость – его самая большая беда. Он все делает для сына, но делает номинально, а, сближаясь с ним, понимает, что нужно по-другому. Ведь важно думать не только о том, чтобы дети поели и готовились к экзаменам. С ними необходимо разговаривать и пытаться понять», – подчеркивает исполнитель роли орка Николай Смирнов.

Ставила спектакль режиссер, актриса московского Центра драматургии и режиссуры Анастасия Пронина. В проект ее пригласила артистка вологодского Камерного драматического театра Мария Иваненко, с которой они работали в одной команде в резиденции Союза театральных деятелей. Вологда очаровала режиссера увлеченными своим делом людьми. Анастасия побывала в лаборатории в качестве наблюдателя, познакомилась с участниками. Один из ребят впоследствии стал прототипом главного героя пьесы – эльфа Пашки.

«Добрый, светлый, талантливый, умный и грустный. Максиму 18 лет, и он мечтает стать драматургом. Он вдохновил своими качествами, и я предложила Анне сделать главного героя похожим на него. Максим не стал исполнителем этой роли, но всегда присутствовал на репетициях, как наш талисман, и участвовал в съемках видео», – поделилась Анастасия Пронина.

Подругу Паши Ангизу сыграла новая актриса ОккервильТеатра Дарья Киркина. Артистка родилась в Вологде, этим летом окончила Институт театрального искусства имени Иосифа Кобзона, сейчас работает на два города: в Москве играет в театре и кинопроектах, преподает актерское мастерство и сотрудничает с ОккервильТеатром в Вологде.

«Мы схожи с Ангизой – я всегда думала, что уеду из Вологды после школы, так как хотела поступать в театральный вуз, а у нас есть только колледж. Получается, в любом случае нужно было куда-то уезжать: в Ярославль, Петербург или Москву. Но я еще в школе хотела принять участие в постановках Николая Смирнова, и очень рада, что сюда попала. Надеюсь, у нас впереди новые проекты», – делится Дарья.

Актриса в другом составе исполняет роль учительницы Лизы (в первом – актриса Театра юного зрителя Виктория Чудова). Героиня является проводником в мир культуры и искусства. Она декламирует стихи Сергея Викулова и рассказывает о произведениях Валерия Гаврилина. Вживую его композиции на скрипке исполняет Елена Стукова.

В фантастической Вологде всегда есть место приключениям. Паша и его друзья проникают в «запретную секцию» областной библиотеки и спускаются в катакомбы Вологодского кремля в поисках двери, которую отпирает таинственный ключ. Локацией для съемок подземного путешествия героев стало подполье Вологодского театра юного зрителя. Ключом же послужил обычный фонарик с трафаретом.

«В нашей истории фигурирует руна ветра. В оригинале она напоминает стрелку. Но я не копировала ее из скандинавской письменности и решила видоизменить. Получился человечек в бескрайних просторах космоса. И этот образ гармонично вплетается в историю: непонятно, имеет ли этот человечек значение в мире, есть у него выбор или нет», – поясняет Мария Питербарг.

Так и герои пьесы находятся в поисках, в состоянии неопределенности. Один из ключевых вопросов спектакля: «уехать или остаться?». На него отвечают как герои пьесы, так и реальные вологодские школьники. Их рассуждения засняты на видео и проецируются во время спектакля.


А вопрос, чем закончатся поиски героев, оставался актуальным и в процессе репетиций. Когда они начались, пьеса была готова на две трети. Драматург завершала ее в Вологде.

Еще до официальной премьеры «Эльфы, орки и другие жители Вологды» победили на Всероссийском конкурсе современной драматургии для детей и подростков «Молодые люди». Читка пьесы состоялась в Екатеринбурге в ноябре.

Предпремьерные показы проводились для вологодских школьников также в ноябре. Теперь спектакль вошел в репертуар театра. Решить задачу про падение Алисы в кроличью нору и разгадать с героями тайну Валерия Гаврилина можно будет в следующем году. 

Теги: ОккервильТеатр, премьера
Алина Махлина

Новости по теме