Четвертый выпуск совместного проекта cultinfo и Юношеского центра имени Тендрякова Вологодской областной библиотеки, посвященного 100-летию Владимира Тендрякова, рассказывает об экранной судьбе целого ряда его повестей.

Тендряков и кино

Произведения Владимира Тендрякова нашли свое отражение и в кинематографе. По ним снято несколько фильмов – «Чужая родня» (1955), «Тугой узел» (1957), «Суд» (1962), «Чудотворная» (1960), 49 дней (1962), «Весенние перевертыши» (1974), «Кончина» (1989), «Чёрный коридор» (по повести «Шестьдесят свечей», 1988), «Находка». Литературная критика не раз писала о гражданской направленности творчества Тендрякова. Кинокритики могут то же сказать о фильмах, снятых по его произведениям. 

Первая такая работа в кинематографе состоялась в 1955 году – картина «Чужая родня», где Владимир Федорович выступил сценаристом. В основу фильма была взята повесть писателя «Не ко двору», где в основе сюжета – конфликт между комсомольцем, передовым колхозником Фёдором и родителями его молодой жены, ярыми противниками колхозной жизни. Молодая женщина оказывается между двух огней: страстно любимым человеком и семьёй. В картине финал вышел более оптимистичным, чем в книге. «Чужая родня» в 1956 году стал одним из лидеров советского кинопроката – фильм посмотрели почти 25 миллионов зрителей. Главные роли в нем сыграли Нонна Мордюкова и Николай Рыбников. Режиссером картины выступил Михаил Швейцер, который снял еще одну картину по одноименной повести писателя – «Тугой узел». У этого фильма непростая судьба: его начали снимать в 1956 году, сразу после ХХ съезда КПСС, но «наверху» посчитали слишком смелыми начинания авторов, отважившихся затронуть очень острую тему. Фильм ломал представления о мудром руководстве и единстве партии и народа. Поэтому картина ждала своего часа 32 года, и на экраны вышла только в 1989 году в авторском варианте.

Два фильма были сняты в содружестве с режиссером Владимиром Скуйбиным. Это картина «Чудотворная» – о влиянии церковных догматов на детскую психологию и «Суд», над которой режиссер работал вместе с Аидой Мансаровой. Здесь авторы рассматривали проблему правды и совести.

С 1958 года Тендряков становится членом Союза кинематографистов страны. В 1974 году было экранизировано одно из самых лиричных его произведений – повесть «Весенние перевертыши», в которой писатель обращался к воспитанию юной души. И книга, и одноименный фильм сразу же завоевали сердца миллионов советских подростков. В центре внимания фильма режиссера Григория Аронова – становление характера и взросление главного героя Дюшки Тягунова, которого сыграл Роман Мадянов. В 1975 году на VIII Всесоюзном кинофестивале Владимир Тендряков получил премию за лучший киносценарий к этому фильму.

В 1976 году Владимир Тендряков не только выступил как сценарист, но и принял участие в съемках киноальманаха «Житейское дело», в который вошли три новеллы, объединенные темой Великой Отечественной войны. Тендрякова можно увидеть в третьей новелле «Где ты, Любовь Дуняшева?». Писатель вспоминает, как во время войны он переписывался с девушкой Дуней, но судьба их разлучила, и он обращался с экрана в надежде узнать ее судьбу.

Повесть «Шестьдесят свечей» была написана в 1980 году, а в 1988 году вышел на экраны фильм «Черный коридор» режиссера Владимира Дербенева. В день 60-летнего юбилея учитель истории Николай Степанович Ечевин наряду с потоком поздравлений получает анонимное письмо с угрозой убийства. Он пытается представить себе, кто мог быть автором письма. Николай Степанович остается один на один с воспоминаниями, со своей совестью, и это оказывается страшнее любого приговора. Сложный образ главного героя воплощает на экране Иннокентий Смоктуновский.

Произведения Владимира Тендрякова актуальны и сегодня. В 2015 году на экраны кинотеатров страны вышел фильм кинорежиссёра Виктора Демента, снятый по повести Тендрякова «Находка», написанное в 1966 году. Это психологическая драма, рассуждение о том, что с каждым человеком может произойти событие, которое изменит его жизнь раз и навсегда. В главной роли снялся народный артист России Алексей Гуськов. Для теледокументалиста и театрального режиссера Виктора Демента это стало дебютным полнометражным фильмом. Картина получила приз за лучшую операторскую работу на XXVI Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, третий приз киносмотра на Международном благотворительном фестивале «Лучезарный ангел» в Москве, где была названа фильмом-открытием. Актер Алексей Гуськов был награжден за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Амурская осень» в Благовещенске и номинирован на азиатском «Оскаре» Asian Pacific Award.

Теги: Владимир Тендряков
Ирина Сорокина

Новости по теме