Портал cultinfo.ru продолжает серию материалов к 100-летию Владимира Тендрякова о его жизни и литературном наследии. Информационный проект «Важен не я, а след, который сумею оставить...» выходит в содружестве с Юношеским центром имени Владимира Тендрякова Вологодской областной научной библиотеки. Новый выпуск посвящен произведениям о школе, подростках и юношестве, которые занимают особое место в творчестве писателя.

Владимира Тендрякова волнуют проблемы взаимоотношений «отцов и детей», учеников и учителей. В 70-е годы в творчестве писателя намечается интерес к жизни города, а вместе с тем и к жизни современной школы.

Автор обращается к кругу проблем, связанных с воспитанием молодёжи. В повести «Ночь после выпуска» писатель показывает «нравственную глухоту» ссорящихся выпускников и учителей, которые доводят до слез свою старшую коллегу. Мотивы романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» можно проследить в произведении «Расплата», где главный герой Колька убивает своего отца, живодера и алкоголика, издевавшегося над своей семьей. Особым психологизмом и даже некоторой детективной составляющей обладает повесть «Шестьдесят свечей» об учителе Николае Ечевине, получившем телеграмму с угрозой.

«Школа интересует писателя не в бытовом плане, не как объект для воспроизведения ее современного колорита, а как место, где формируются юные души, где закладываются основы идейно-нравственного облика будущих поколений», – пишет о прозе Владимира Тендрякова литературовед Аркадий Эльяшевич.

Одно из самых известных произведений писателя – «Весенние перевертыши» – пронзительная повесть о первой любви, о дружбе и вражде, о неожиданных открытиях (о бесконечности Вселенной и других). Главный герой, подросток из небольшого рабочего посёлка Дюшка Тягунов, влюбляется в Римку Братеневу, на класс старше его.

«Повесть Тендрякова раскрывает тонкий и сложный процесс нравственного становления личности на пороге между детством и отрочеством, в ту самую пору, когда примелькавшемуся понятию ускоренного умственного развития сама жизнь как бы противопоставляет необходимость замедлить шаг и внимательно вглядеться во все, что вокруг», – отмечает на страницах «Литературной России» писатель Ирина Стрелкова.

Повесть волнует читателей и по сей день. Вот один из отзывов, оставленный посетителем Юношеского центра: «Прочитал я книгу Владимира Фёдоровича Тендрякова «Весенние перевёртыши» и решил посмотреть одноимённый фильм. Что могу сказать? Могу сказать, что повесть интересная, особенно для подрастающего поколения, которое не очень-то любит читать. Во-первых, она небольшого объёма. Во-вторых, здесь нет так называемого «занудства»: описаний очень мало, в основном одни события и происшествия, т. е. книга «живая», ты погружаешься в неё «с головой».

Теги: Владимир Тендряков, писатели, литература
Редакция cultinfo

Новости по теме