В стенах Вологодского кремля представлено более 170 произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства XVI – XXI веков из восьми музеев Вологодской и Архангельской областей. Экспозиция «В землях вологодских просиявшие...» посвящена 1035-летию принятия Русью христианства и 520-летию Сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого.

По словам генерального директора Вологодского музея-заповедника Юлии Евсеевой, это первая подобная выставка за последние 20 лет.

«Такой объем был проделан впервые со времени создания постоянной экспозиции художественного отдела. Выставка грандиозна по своему духовному и художественному содержанию. Подготовка началась три года назад: мы формировали выставочный план, разговаривали с нашими коллегами, с музеями Вологодской и Архангельской областей, провели отбор памятников – всё это очень скрупулезная работа. В зависимости от степени сохранности памятников, мы ставили их в реставрационный план. Многие предметы прошли реставрационные работы и демонстрируются широкой публике впервые», – отметила Юлия Евсеева.

Над уникальными произведениями иконописи и лицевого шитья трудились реставраторы музеев-участников проекта, Санкт-Петербургской Академии художеств имени И. Репина, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Санкт-Петербургского художественного училища имени Н. К. Рериха. Часть памятников прошла и через заботливые руки специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и его вологодского филиала. Многие из них преподнесли открытия.

К примеру, икона «Святые преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новозерский» 1738 года теперь может служить примером атрибуции для многих анонимных памятников Русского Севера XVIII века. Благодаря обнаруженной авторской надписи стало известно, что образ писал местный пошехонский крестьянин-иконописец Анисим Афанасьев по заказу крестьянской общины деревни Пустошки. Восстановлением иконы занималась художник-реставратор высшей категории Вологодского филиала ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря Тамара Рыбакова. Еще один отреставрированный ею памятник на выставке – икона Праведного Прокопия Устюжского второй половины XVII века. Образ происходит из церкви Николая Чудотворца во Владычной слободе в Вологде. 

Многие образы интересны своей связью с историческими событиями и личностями Вологодчины.

«Особого внимания заслуживает икона «Собор Вологодских святых», которая, согласно надписи на тыльной стороне, была преподнесена в дар Вологодской мужской гимназии в 1841 году. Что интересно, на момент передачи существовало два вида святых: святые, канонизированные Церковью и местночтимые святые, которые были канонизированы приходом, обителью, – рассказывает заведующий Вологодским филиалом ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря Василий Смирнов. – Вологодский епископ Иннокентий, служивший с марта по декабрь 1841 года,  принял решение провести канонизацию местных вологодских святых, соблюдая процедуры общей церковной канонизации: создание тропаря, кондака, молитвы и естественно создание иконы. 8 октября в честь всех святых в земле Вологодской просиявших была освящена Крестовая церковь (до этого храм Рождества Христова), которая тогда находилась в архиерейской резиденции. Икона представляет собой группу местночтимых вологодских святых, в центре которого находится Софийский собор. Специально для этих целей епископ Иннокентий пригласил из Великого Устюга протоиерея Василия Нордова стать настоятелем собора, чтобы собор стал центром единения и возрождения духовной жизни. Идеи епископа Иннокентия нашли свое воплощение в изводе данной иконы. История этой иконы – это история о том, как, находясь на своей должности всего несколько месяцев, благодаря своей энергии и активной жизненной позиции он смог сделать так много».

Присутствуют в залах и произведения современной иконописи. Например, новомученики Кирилловские. На иконе изображены пострадавшие за веру в годы репрессий священнослужители и миряне Кирилловского района. Всего в залах художественного отдела представлено более 60 вологодских святых из 139 канонизированных.

Кроме икон, на выставке можно увидеть памятники лицевого шитья и облачения служителей церкви. Кропотливого труда требовало восстановление покровов. Несмотря на то, что многие были сделаны в одной мастерской – для каждого требовалась разработка индивидуальной реставрационной программы. На памятниках частично устранили последствия непрофессиональных чинок, восполнили утраты шелка, укрепили шитье и тексты каймы.

Выставку «В землях вологодских просиявшие...» можно посетить до 24 сентября в художественном отделе Вологодского музея-заповедника по цене входного билета, в том числе по Пушкинской карте.

6+
Теги: вологодский музей-заповедник, Кирилло-Белозерский музей-заповедник, выставка
Алина Махлина

Новости по теме