12+

Польский режиссер Павел Сала представил конкурсный фильм фестиваля «VOICES» - картину «Мать Тереза от кошек»

Первой конкурсной картиной, что увидели зрители на фестивале молодого европейского кино «VOICES», стала «Мать Тереза от кошек». Это польский фильм – дебют режиссера и сценариста Павла Салы. Чтобы снять эту картину, как признался сам Павел, ему потребовалось 8 лет на поиски продюсера. В основу сюжета фильма легла реальная история, которая произошла в центре Варшавы в середине 90-х годов, но режиссер перенес действие в современность, немного преобразовав ее.


Казалось бы, обычная семья: любящие друг друга родители, трое детей, но в какой-то переломный момент вся эта идиллия рушится. И 13 месяцев из их жизни раскрывают все, что произошло с этой семьей. В итоге дети – два брата – убивают мать, пряча труп в шкафу своей комнаты. Что сподвигло их на такое, в чем причина? Начинается картина как раз с обнаружения тела, а затем словно кто-то перематывает пленку назад, показывая каждый предыдущий момент, отыскивая причину всего, что произошло. Здесь показан переходный возраст ребят, когда лидер, старший брат Артур, ведет за собой младшего, а тот не осознает того, что происходит, ему кажется, что все это игра. Он до самого конца – до того момента, как полицейские разделили их решеткой, думал, что брат его спасет, что все не по-настоящему.

Эта семья рушилась и изнутри, когда Артур при помощи «черной магии» пытается всё сделать всем назло, и снаружи, когда уволили из военной части отца – участника войны в Афганистане, когда в безнадежности мать работает страховым агентом, сберегая каждую копейку. Объединяющим звеном в этой семье была мать, которая пыталась как-то смягчить ситуацию, но ее попытки были безнадежны. В какой-то момент она «упустила» свои отношения с сыном, углубившись в экономические проблемы, радость Тереза находила только в общении с кошками, которыми был полон ее дом – она не могла пройти мимо брошенного котенка, и это в какой-то степени вызывало ревность у ее сыновей, ведь им-то любовь она не додала, растрачивала ее на кошек, у которых «паршивая жизнь» (эта фраза идет рефреном на протяжении всего фильма, хотя у кошек–то как раз все отлично – они сыты, пригреты и обласканы).

После просмотра фильма режиссер Павел Сала рассказал о себе и создании этой картины. «Я использовал эту историю, переложив ее на сегодняшний день, изменив какие-то элементы, так, например, отец в реальной истории был солдатом, но никогда не воевал в Афганистане, потому что Польша в той войне не участвовала. Мать же продавала страховки для пенсионеров».

Тема фильма очень тяжелая, и сложно было найти продюсера. В Польше сложилась такая ситуация, что ни государство, ни телевидение, ни журналисты – никто не хочет смотреть фильмы, которые в черном свете освещают капитализм, можно критиковать только социалистическое прошлое: «В своем фильме я хотел показать, как капитализм порабощает людей, которые работают, чтобы получить как можно больше денег. И они все одинаковые и забывают про чувства и эмоции, – отметил Павел Сала, – получается, что это не только критика государства, капитализма, но и попытка показать последствия капитализма на рабочей семье».

Павел Сала учился у Кшиштова Кесьлевского, затем работал журналистом на польском телевидении канал «Плюс»: «Я очень хотел сделать первый фильм, но как раз был переход от социализма к капитализму. Я писал много пьес для театров – русских, немецких и других. Меня постоянно спрашивают, почему не пишу просто пьесы, почему решил снимать фильмы. Я отвечаю, что окончил школу кино и хочу быть кинорежиссером. Я сделал много документальных фильмов для канала «Плюс», работал с Романом Поланским, когда он снимал фильм «Пианист». Там даже массовка была из шести тысяч человек, я сделал документальный фильм про десятерых из них. Я решил найти десятерых человек, которые примерно ровесники Поланского и помнят ликвидацию Гетто в Польше. И эти истории были настолько сильные, тяжелые, что мне приходилось прерываться, потому что было очень трудно эмоционально. На премьере фильма «Пианист» в Польше диск с моим фильмов раздавали всем гостям».

В Польше фильм «Мать Тереза от кошек» приняли очень хорошо, критики и журналисты написали немало положительных рецензий, и в 2010 году на польском кинофестивале в Гдыне все пророчили картине главный приз, но мнение жюри не совпало со мнением большинства. Тем не менее, фильм получил много различных призов, «Тереза мать от кошек» был признан лучшим фильмом журнала «Политика» в области культуры Паспорта «Политики». Российская премьера фильма состоялась на фестивале польского кино «Висла» в апреле этого года.

Ирина Сорокина

В фойе кинотеатра «Салют» открылась фотовыставка «Путешествие в Италию – 2: на съемочных площадках 1960-1989 годов» под редакцией Антонио Маральди. 1960 год, рассматриваемый критиками и историками как «annus mirabilis» («чудесный, изумительный год»), стал знаменательным в кинематографе в связи с выходом трех таких шедевров, как «Сладкая жизнь» Фредерико Феллини, «Роко и его братья» Лукино Висконти и «Приключение» Микеланджело Антонии. Появление первых двух сопровождал при этом необычайный успех у публики. Фотографии, экспонируемые на выставке, свидетельствуют о разнообразии кинематографического сценария, говорят о превосходной работе фотографов сцены того времени, которые готовы оказать одинаковое внимание как указаниям мастеров по свету, так и смешным лицам комедийных актеров.

5 июля 2011 года