Кшиштоф Занусси – выдающийся польский кинорежиссер, драматург и продюсер – 6 июля 2011 года провел мастер-класс для вологжан и гостей, участников кинофестиваля «VOICES». На безупречном русском языке он рассказал об основных вехах своего жизненного пути, о своем творчестве.

Киноленты Занусси часто называют философскими. Физик по образованию, он уверен в том, что только гуманитарии склонны не верить в тайну и исчерпывать все явления определенными моделями. Многие фильмы Занусси («Иллюминация» (1973), «Спираль» (1978), «Постоянный фактор» (1980), «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000)) ставят проблемы поиска истины, непреложных ценностей, одиночества, страха смерти.

О своих корнях, о своем рождении

У меня итальянская фамилия, и очень часто происходит ассоциация с фирмой, которая производит холодильники, и все всегда хохочут. Но эта ассоциация не случайна: это мои далекие родственники. Моя семья из Италии приехала в Центральную Европу в 40-е годы 19-го века, во время, когда строились железные дороги. Один из моих предков был предпринимателем, и его предприятие строило железные дороги в Австрии, на Украине, а потом даже в России, из Вильнюса в сторону Риги. Мы остались в Польше, так что я принадлежу к польской части семьи, а все остальные остались в Италии.

Меня часто спрашивают, поддерживаем ли мы сегодня связь, но, к сожалению, эти далекие родственники не снимают фильмов и не вкладывают деньги в кино, так что связи очень далекие. Я помню, был такой день, когда я надеялся, что, наконец, покажу, чем я занимаюсь: моя картина «Контракт» где-то в 80-м году была представлена на Венецианском фестивале, и мой родственник, Гуидо Занусси, пришел со мной на торжественный просмотр. Представьте себе, как волновался, как наделся, что если картина будет хорошо принята, на него это повлияет. Фильм был принят прекрасно, бурными аплодисментами, но впечатления никакого на моего родственника это не произвело. А на следующий день, когда он увидел в газетах нашу фамилию на первых страницах, сказал: «Боже, мы за это не платили, а столько про нас написано на первой странице!». Оказывается, что только газета для него имеет влияние, только это может впечатлить.

Я родился за три месяца до начала Второй мировой войны, так что, конечно, ничего не понял, не помню. Я, как и многие, мог умереть, но так случилось, что я выжил, выжила и моя семья. А рядом со мной людей убивали, в Польше, в Варшаве. Знаете, это оставляет очень сильное впечатление на всю жизнь. Я уже от этого никогда не оторвусь. Может быть, по этой причине я снял много фильмов про смерть. Я не могу этого забыть, потому что всегда удивляюсь, почему я жив, хотя столько людей из того поколения погибло.

О приходе в кинематограф

Долгое время я не мог найти себе места в жизни. Я начинал как физик и очень горжусь этим, потому что это прекрасная среда, интересные, мудрые люди. Я прожил четыре года как физик, а затем решил, что должен делать что-нибудь другое и занялся философией в Кракове в государственном университете. Это был конец 50-х, оттепель, и марксистскую философию я изучал только один семестр, а все остальные годы шел нормальный курс философии. Начал заниматься любительским кино и получил свой первый приз. Поступил в киношколу и моя дипломная работа в одну и ту же неделю получила сразу два приза: приз атеистов в Москве на каком-то комсомольском просмотре ВГИКа и экономический приз протестантов и католиков в Германии.

Моя первая полнометражная картина называлась «Структура кристалла», а в русском, советском прокате – «Размышление», она оказалась довольно удачной и потом получила много призов.

Я довольно рано начал работать за границей, в те времена это было редкостью. К счастью, я, как ребенок, по желанию изучал иностранные языки (русский учил только в школе, ни на каком лингвистическом факультете не занимался). Благодаря знанию разных языков я довольно рано начал ездить за границу, начал там и работать, это тоже мне очень помогло, потому что и опыт большой, и уже некая независимость.

О сегодняшней жизни

И так течет моя жизнь до сих пор. Я постоянно занимаюсь творчеством, и в том моя радость. Прежде всего кино, немного театр, немного педагогика, иногда читаю лекции, преподаю в разных странах, например, предмет «Стратегия жизни».

Я ставлю спектакли во многих странах. Но с актерами работаю оригинально: приглашаю их к себе, в свой дом в Польше, живем одной семьей и репетируем. Когда я считаю, что спектакль актерски готов, выезжаем в театр, чтобы поставить его сценически. Но все же в театре я гость, а в кино хозяин. Еще у меня десятки других занятий. Делаю выставки, например, «Открытие Америки» в Ватикане. При этом я выстраивал экспозицию как режиссер, музей – это зрелище, где происходит драматическое действие.

Кшиштоф Занусси показал фрагмент из своей картины «Дополнение» («Suplement», 2002 г.). Это, как рассказал режиссер, маленькая картина, которая была снята за 10 дней после большой ленты «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». И даже некоторые фрагменты, вырезанные при монтаже из данной картины, были включены в фильм «Дополнение». Режиссер показал эпизод, затрагивающий отношения героев ленты к религии, к жизни и смерти.

Кшиштоф Занусси о религии

Человек всегда остается одним и тем же человеком, будь он одновременно и художником, и мужем, и отцом, и верующим. И мое мнение, мои взгляды на жизнь, конечно, совпадают с моими взглядами на религию. Я просто допускаю и чувствую, что есть тайна в жизни. Я эту тайну называю «Бог», а другие называют по-другому. И вот те, которые не чувствуют этой тайны, для меня чужие. И в моих картинах вы это, надеюсь, найдете.

Часто задают такой вопрос: «Ограничивает ли религия?» Я думаю, наоборот – религия дает особенное чувство свободы. Она ничем не ограничивает. Я не священник, я не обязан объяснять догматов, я не должен даже объяснять моего отношения к догматам, но я пробую передать образ жизни: над человеком кто-то еще стоит, и кто-то еще существует выше человека. Я верю, что есть какой-то порядок и какой-то смысл. А больше… это уже вы должны смотреть мои картины и говорить, есть ли в них христианские чувства, или их там нет.

Второй фрагмент был показан из фильма «Персона нон грата» («Persona non grata», 2005 г.). В главных ролях Збигнев Запасевич и Никита Михалков. На примере этой ленты режиссер показал возможности киноязыка. Фильм имеет три возможных финала, два из них были заложены еще в сценарии как альтернативные, третий же возник при монтаже.

Режиссер Кшиштов Занусси также отвечал на вопросы аудитории о впечатлениях от польского фильма «Мать Тереза от кошек», включенного в конкурсную программу кинофестиваля «VOICES», об отношении к фильмам, снятым в технологии 3D, об актерах, с которыми работал и своих творческих планах.

Татьяна Канунова,
фото Ирины Сорокиной

 



Теги: VOICES, Кшиштоф Занусси

Новости по теме