Статья историка русской архитектуры, профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Чарующие деревянные храмы к западу от Вытегры: Саминский Погост» вышла на сайте «Russia Beyond».
Историей русской архитектуры выпускник Калифорнийского университета Брумфилд занимается с 1983 года; впервые же он посетил СССР в 1970 году. Исследователь прожил в СССР и России в общей сложности почти 15 лет, путешествуя по Русскому Северу и фотографируя сохранившиеся памятники традиционной архитектуры. Особо пристальное внимание Брумфилда обращено на деревянное зодчество, а также храмы Вологды и Вологодской области. Коллекция Уильяма Брумфилда, находящаяся в Национальной Галерее искусства в США, насчитывает 167 тысяч фотографий. В этом материале также использованы фотографии Сергея Прокудина-Горского.
***
В начале ХХ века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал
новый метод передачи цветного изображения. Фотограф хотел использовать свои
фотографии достопримечательностей Российской империи для просвещения, чтобы
показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны.
Важнейшим импульсом для его проекта стал в 1909 году заказ
от Министерства транспорта – в течение июня и июля сделать серию снимков по маршруту вдоль Мариинского канала на
северо-западе России. Начало этому стратегически важному пути, соединяющему
Санкт-Петербург и реку Волгу, было положено во время правления Петра Великого и
продолжено при императоре Павле I (1796–1801), который и дал ему название «Мариинский канал» в
честь императрицы Марии Федоровны.
Важным пунктом на маршруте Прокудина-Горского по Мариинскому
каналу был город Вытегра,
расположенный на берегу Волги. Вытегра была не только административным центром
на великом водном пути, отсюда шли маршруты в более отдаленные точки огромной
территории Русского Севера.
В Вытегре Прокудин-Горский фотографировал
достопримечательности традиционной деревянной архитектуры в окрестных деревнях Анхимово
и Палтога.
Как было сказано в предыдущих публикациях, большая часть
объектов, которые фотографировал Прокудин-Горский, или были утрачены, или
значительно изменились. Однако к северу от Вытегры есть сохранившиеся
памятники, которые не были запечатлены Прокудиным-Горским и которые расширяют
коллекцию деревянных архитектурных форм. Ярким примером таких мест является
расположенная на реке Самина в 45 км к северу от Вытегры деревня Саминский Погост, в которой находится
один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества Русского Севера.
В Древней Руси термин «погост» обозначал сельскую общину, а также центр этой общины, где велась «гостьба» (торговля), а затем погосты приобрели статус административно-территориальных единиц, объединявших несколько деревень. Так называли и центральное селение этого округа, во главе которого было поставлено официальное должностное лицо. Эта практика применялась, в частности, в обширных регионах, контролируемых крупным центром торговли – Великим Новгородом. С распространением христианства в погостах строились церкви, возле которых располагались кладбища.
Во время крепостного права крестьянские общины стали основной административной единицей. Однако на Русском Севере крепостное право и соответственно помещичьи земли в основном отсутствовали, и погосты сохраняли свой территориальный статус до 1775 года, а в некоторых местах – вплоть до советского периода. Впоследствии под термином «погост» стали понимать церковную усадьбу с кладбищем. Эти священные места зачастую обносили низкой стеной из булыжников и бревен, как в Кижах.
Образование Саминского Погоста, вероятно, восходит к XV
веку. Он стал одной из двух частей более крупного Андомского Погоста (Самина
является притоком реки Андома, которая впадает в Онежское озеро). Церковный
ансамбль погоста, включающий кладбище, возник на правом берегу реки Самина.
Самая ранняя задокументированная церковь в Саминском Погосте
была построена в 1652 году и посвящена Илии Пророку. Вскоре после этого, в 1656
году, по соседству была воздвигнута церковь Святых Флора и Лавра. (Традиционно
в погосте могло быть две церкви, одна из которых предназначалась для
использования в основном летом.)
Обе церкви были деревянными, и одна из них, церковь Илии Пророка, сгорела в конце
XVII века. Деревянные церкви часто становились жертвами пожаров (в том числе
вызванных ударами молнии), но в этой ситуации есть некоторая ирония: Илия
считался святым покровителем огня.
Хотя работы по восстановлению начались в 1692 году, новая
церковь Илии Пророка была освящена только десять лет спустя – нетипично долгий
срок для деревянной церкви. Если приглядеться к ее необычной конструкции, то
можно частично объяснить затянувшееся строительство.
Великолепная гармоничная конструкция Ильинской церкви имеет
в основе высокий квадратный сруб, верхние бревна которого служат основанием для
треугольных фронтонов. Фронтоны переходят в восьмерик (восьмигранная
структура), который расширяется с каждой стороны выпущенными наружу венцами. Это расширение называется «повалом» и служит
для защиты стен от влаги. Бревна повала поддерживают «фартук» из коротких досок
у основания парящей шатровой башни, покрытой деревянными пластинками наподобие
черепицы и увенчанной главкой-луковичкой с крестом.
Церкви шатрового типа в прежние времена строились повсюду на
Русском Севере, но пожары и отсутствие ремонта существенно сократили их число.
Обычно деревянный шатер имел каркас из восьми вертикальных бревен, сходящихся
верхними концами к центру, но шатер церкви Илии Пророка рублен «в ряж» все
уменьшающимися восьмеричками-венцами. С востока к главному срубу прирублен
алтарь (согласно русской православной традиции), а с запада – большая пристройка,
являющаяся помещением для прихожан.
Во второй половине XVIII века храм был перестроен: увеличили
высоту шатра, старый балочный потолок заменили на «небо». В XIX веке сруб в
целях сохранности обшили досками. Примерно в то же время были расширены окна,
пристроена колокольня к трапезной. Внутри церкви был иконостас, иконы которого
по большей части датируются XVIII веком, частично – XIX.
Что касается близлежащей церкви Святых Флора и Лавра, то она
пришла в крайний упадок и в 1897 году была заменена деревянной церковью, освященной в честь Тихвинской иконы Божией Матери
– священного образа, особенно почитаемого в северо-западной части России.
Благодаря своим относительно низким, компактным размерам храм мог легче
нагреваться и предназначался для использования в зимнее время.
Любопытно, что дизайн деревянной Тихвинской церкви далек от
традиционной деревянной архитектуры. Он больше соответствовал стилю каменной
архитектуры, связанному с архитектором Константином Тоном (1794–1881), чьи
проекты в так называемом русско-византийском стиле, согласно утвержденным
церковным канонам, со времен Николая I являлись образцом в XIX веке.
Слепо имитируя оштукатуренные кирпичные стены и
архитектурные детали каменных городских церквей, бревенчатая структура
Тихвинской церкви страдала отсутствием согласованности традиционной архитектуры
с ее функциональными конструктивными элементами. Последствия этой гибридной
конструкции проявятся в последующие десятилетия.
С установлением советской
власти обе церкви были закрыты, а кладбище с видом на реку стерто с лица
земли. В церкви Илии Пророка в советские времена был сельский клуб. В 1954 году
заведующему клубом было приказано иконы снять, уничтожить, иконостас забрать
тесом. Вместо этого он покрыл их голубой краской, что позволило впоследствии
спасти некоторые иконы и поместить их в Вытегорский музей.
Примерно в 1979 году колокольня церкви Илии была снесена
(колокола давно исчезли.) В то же время замечательную церковь объявили
памятником архитектуры, и была сделана частичная консервация, чтобы
предотвратить дальнейшее разрушение основного сооружения.
В начале этого века работами руководила реставрационная
мастерская Александра Попова, но никаких попыток восстановить колокольню XIX
века предпринято не было. Следы этих усилий все еще были видны во время моего
визита в августе 2006 года. Деревянная обшивка была сохранена для снижения
затрат и в качестве средства защиты бревенчатой конструкции.
Поскольку население Саминского Погоста сократилось (21
житель по состоянию на 2010 год), организованная деятельность в деревне
прекратилась. Однако церковь Илии Пророка была заново освящена, и каждый год в
день памяти Илии Пророка (2 августа) священник посещает ее для совершения
литургии.
Свидетельством печальной судьбы соседней Тихвинской церкви
являются руины, которые я сфотографировал в 2006 году. Вследствие неразумного
дизайна, имитирующего каменную кладку церквей, храм просел под тяжестью
ежегодных снегопадов.
Отсутствие ремонта и большой ценности как произведения
архитектуры привело к тому, что Тихвинская церковь рухнула. Вскоре после моего
визита были предприняты попытки восстановить уцелевшие части сооружения, но они
не продлились долго. К счастью, гораздо более ранняя, смелая по форме церковь
Илии Пророка стоит уже более трех столетий как памятник прекрасной северной
деревянной архитектуры.
А как же соседний Андомский Погост? От кирпичной церкви начала XIX века остался лишь каркас, но в соседней деревне Трошигино в окружении елей стоит деревянная кладбищенская Воскресенская церковь. Начатая в 1902 году на средства купца из города Пскова, церковь была достроена в следующем году и посвящена Вознесению Господню. Строительство колокольни финансировал богатый местный крестьянин.
Закрытая и разграбленная в 1930-х годах, бывшая церковь использовалась как склад, но кладбище сохранилось. Это, по крайней мере, спасло храм, который был восстановлен местным предпринимателем на рубеже этого века и заново освящен в честь Воскресения Христова в 2002 году.
Этот восхитительный образец «неорусского» стиля начала ХХ
века привлекает иконостасом, отделанным деревянными панелями с новыми окладами
икон. Местные жители, посещая храм, казалось бы, возвышаются душой в этой
святыне, спрятанной в задумчивом северном лесу.