Статья историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Образы Страшного суда: Софийский собор в Вологде» опубликована на сайте «Russia Beyond». Перевод сделан специально для cultinfo.

В начале ХХ века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал новый метод передачи цветного изображения. Его замысел фотографии как способа образования и просвещения был реализован в серии необычайно ясных снимков архитектурного наследия России.

В июне-июле 1909 года Прокудин-Горский получил от Министерства путей сообщения заказ на фотографирование объектов вдоль Мариинского водного пути на северо-западе России. Создание Мариинского водного пути было инициировано Петром Великим для снабжения новой столицы страны (Санкт-Петербург был основан в 1703 году, а в 1712-м стал столицей) зерном и другими товарами первой необходимости.

Свое дальнейшее развитие Мариинский водный путь получил в правление императора Павла, который назвал его в честь императрицы Марии Федоровны, своей супруги. Водная система брала начало в Санкт-Петербурге, затем проходила вверх по реке Неве до Ладожского озера и через реку Свирь достигала южной части Онежского озера.

Пидьма, поселение XVI века на правом берегу восточной части Свири, привлекло Прокудина-Горского своей необыкновенной церковью Преображения Господня. Высокое восьмиугольное здание было построено в 1696 году из дерева. К сожалению, церковь была уничтожена пожаром в апреле 1942 года, в период финской оккупации Пидьмы в ходе Великой Отечественной войны (сентябрь 1941 – май 1944 гг.).

К счастью, сохранилось несколько фотографий храма Преображения, сделанных Прокудиным-Горским. Среди них есть и снимок большой картины Страшного суда из интерьера церкви. Изображенные на ней праведники, собранные по правую руку Христа, противопоставлены осужденным на муки грешникам, идущим прямо в когтистые лапы Сатаны. Картина, вероятно, была создана уже в XIX веке, но входит в яркую параллель с фресковым циклом в Софийском соборе –главной святыне Вологды – считающимся одним из величайших фресковых циклов России XVII века.

В середине XVI века Вологда играла главную распределительную роль в процветающей торговле Московской Руси с Англией и Голландией. Торговый путь проходил по Северной Двине через новый порт в Архангельске. 

Вологда была целиком деревянным городом до тех пор, пока Иоанн IV Грозный в 1565 году не принял решение присоединить его к зоне опричнины. И для укрепления своей новой резиденции на севере страны царь инициировал строительство каменной крепости в Вологде. Однако в 1571 году масштабные строительные работы были остановлены, а только что возведенные стены разобраны. При этом знаковое архитектурное сооружение было сохранено – собор Премудрости Божией, или Святой Софии.

Софийский собор – выдающийся пример русской церковной архитектуры XVI века, восходящей к своему первообразу, величественному Успенскому собору в Московском кремле, творению Аристотеля Фиораванти. По своему предназначению собор Святой Софии должен был стать центром Вологодской епархии, расширенной в 1571 году. Но по причинам политического характера собор был освящен лишь в 1588 году, четырьмя годами позже смерти Иоанна IV.

Облик собора, каким он был в XVI веке, в значительной степени сохранился до наших дней. Побеленные каменные стены разделены на вертикальные секции и венчаются полукруглыми закомарами (возвращены храмовой кровле после Второй мировой войны). Впечатляющей кульминацией внешнего облика храма являются луковичные купола, приобретшие окончательный вид уже в XVII веке. Замысловатые железные кресты были установлены на купола в 1687 году. 

Монументальная простота собора сама собой грандиозна. Однако подлинное величие Софийского собора заключено в его интерьере. Росписи на внутренних стенах храма входят в число хорошо сохранившихся образцов русского фрескового искусства XVII века. Заказ на создание росписи громадного внутреннего пространства храма был дан в 1686 году Вологодским архиепископом Гавриилом группе 30 художников из Ярославля.  

Среди них был и Дмитрий Григорьев Плеханов, который двумя годами ранее руководил росписью Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. В эту эпоху в Россию постепенно проникал западный взгляд на занятия искусством, и художники оставили на нижней части интерьера вологодского собора подробную подпись, где с перечислили свои имена и время начала и окончания работ: с июля 1686 года по лето 1688 года. 

На фресках изображены: символ веры; главные церковные праздники; сцены жития Богоматери; также жизнь Иисуса Христа и сюжеты рассказанных им притч. В главном куполе запечатлен Христос Вседержитель, в оставшихся четырех куполах – Иоанн Креститель, Святая Троица, Мария с младенцем Иисусом, Христос Эммануил. На массивных опорах, держащих своды потолка, – воины-мученики и русские князья. Также можно увидеть на стенах лики Апостолов, Ветхозаветных пророков и четырех Евангелистов.

В отличие от раннего средневекового искусства, фрески в соборе изобилуют множеством деталей, что соответствует гравюрам Библии Пискатора, которой пользовались ярославские художники (изданна в Амстердаме).

Фрески нанесены и на алтарную апсиду, несмотря на то, что их совершенно не видно из центральной части собора. Их обзор полностью перекрывается огромным иконостасом с изображениями святых.

Таким образом, изобразительное искусство Софийского собора не ограничивается только настенными росписями. Иконостас высотой более 60 метров – один из самых больших на Русском Севере. Каркас был выполнен в 1737 году Арсением Борщевским, монахом, выходцем из Польши. Предыдущий иконостас XVII века настолько сильно пострадал при пожаре 1724 года, что потребовалась полноценная замена нескольких ярусов.

Над нижним рядом старинных икон были установлены новые, написанные Максимом Искрицким, также мастером польского происхождения, в 1738 году. Нанесенные на сосновые доски, образы демонстрируют выдержанную западную манеру письма, благосклонно принятую Церковью и двором.

Но именно настенные росписи вошли в ряд шедевров русского искусства XVII века. На западной стене храма расположена самая яркая их часть – выразительнейшая сцена Страшного суда с Христом на троне и Сатаной, сидящем в преисподней в правом нижнем углу. В центре происходит Суд над делами людей: праведники, стоящие по правую руку Христа, отделены от грешников, стоящих по левую руку его. 

Грешники стоят группой, к ним обращается Моисей и жестом указывает на Спасителя. Змей, обвитый образами грехов, опускается в пылающую бездну ада. (Эта часть фрески повреждена грунтовой влагой, просочившейся в нижнюю часть стены). 

Среди осужденных есть изящно одетые иностранцы. Это безбожники и неверные, угрожавшие православию. Такое представление об иноземцах сложилось на фоне непрекращающихся войн на границах страны. Особенно заметен протестант, благодаря своей высокой шляпе «капотен», распространенной в северо-западной Европе XVII века.

Парадоксально, но немногим позже создания этих великолепных фресок, в начале 1690-х годов, молодой царь Петр Алексеевич мог посещать европейских протестантов в Немецкой слободе (отделенной в 1650-х годах от Москвы усилиями Православной Церкви для ограничения иностранного влияния на русское общество). В 1697-м году Петр отправился изучать развитые технологии и управление государством в Европу. Ви́дение мира, запечатленное в Софийском соборе Вологды, входило в опасное противоречие с новым, секулярным взглядом на место России в мире, провозглашенным царем Петром.

Читайте также: Ильинская церковь в Цыпино: возрождению шедевра деревянного зодчества посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Чарующие деревянные храмы к северу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: На полпути между столицами России: Вытегре посвящен большой материал Уильяма Брумфилда

Читайте также: Уильям Брумфилд: «Сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря – настоящее чудо русской культуры»

Читайте также: Резной иконостас Троице-Гледенского монастыря: Уильям Брумфилд о барочном величии Русского Севера

Читайте также: Храм-крепость на Русском Севере: Успенской церкви в Белозерске посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: «Огнь и жупел в соборе на Русском Севере»: фрескам Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Мистический и живописный: истории Воскресенского Горицкого монастыря посвящена статья Уильяма Брумфилда

Теги: Уильям Брумфилд, Софийский собор
Уильям Брумфилд. Фото Уильяма Брумфилда, Сергея Прокудина-Горского. Перевод Андрея Козлова

Новости по теме