Историк русской архитектуры, профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотограф и с этого года – гражданин России Уильям Брумфилд продолжает просветительскую деятельность по знакомству англоязычной аудитории с шедеврами русского зодчества. В молодости занявшись изучением наследия знаменитого русского изобретателя и пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского, в дальнейшем он посвятил всю свою профессиональную деятельность изучению и фотофиксации памятников русской архитектуры.

Очередная статья профессора Брумфилда, опубликованная на сайте «Russia Beyond», посвящена Архитектурно-этнографическому музею Вологодской области «Семенково». Перевод, сделанный специально для cultinfo, демонстрирует, как подходит к изучению и интерпретации нашего наследия американский исследователь.

Музей Семенково: традиционная архитектура в Вологодской области на Русском Севере 

В начале ХХ века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал собственный метод передачи цветного изображения. Его замысел фотографии как способа образования и просвещения был реализован в серии необычайно ясных снимков архитектурного наследия России.

В рамках своих экспедиций Прокудин-Горский получил заказ от Министерства путей сообщения на фиксацию объектов вдоль Мариинского водного пути на Северо-западе России. Инициатором создания этой важнейшей водной коммуникации был Петр Великий. Свое дальнейшее развитие Мариинский водный путь получил в правление императора Павла, который назвал его в честь императрицы Марии Федоровны, своей августейшей супруги.

Мариинская водная система брала начало в Санкт-Петербурге, проходила вверх по реке Нева до Ладожского озера и через реку Свирь достигала южной части озера Онежского. Расположенная на берегу Свири деревня Пидьма – старинное поселение XVI века – привлекла внимание Прокудина-Горского необыкновенной бревенчатой церковью в честь Преображения Господня. Возведенное в 1690-х годах высокое восьмиугольное здание храма погибло в пожаре, вспыхнувшем в апреле 1942 года.

Музей «Семенково»

К счастью, среди нескольких фотографий Прокудина-Горского деревни Пидьма есть снимок Преображенской церкви. Отдельного внимания также заслуживает фотография с группой деревянных домов и амбаров, конструкция которых была распространена по всему Русскому Северу. Это особенно заметно при сопоставлении его снимков с моими фотографиями домов из дерева, перевезенных в музей под открытым небом в Семенково, который расположен в 12 км от города Вологды. Как и другие музеи под открытым небом, такие как Малые Корелы, музей «Семенково» позволяет соприкоснуться с культурными традициями всего региона, в том числе строительными технологиями прошлого.

Вертикальной доминантой ансамбля памятников Архитектурно-этнографического музея «Семёнково» является Георгиевская церковь конца XVII века. Она была построена в деревне Поцкий погост Тарногского района, расположенного на северо-востоке Вологодской области. Несмотря на то, что планы консервации старинного храма вместе с тщательными обмерами были разработаны еще в начале 1980-х годов, промедление в их реализации привело к быстрому разрушению конструкций здания. В результате существующая сейчас церковь является лишь точной реконструкцией с небольшим количеством оригинальных частей.

В архитектурной композиции Георгиевской церкви заметна вертикаль – ярко выраженное устремление вверх, которое часто можно встретить у храмов Русского Севера. В основу храма положена форма куба «четверик», к которому примыкают двухвсходное крыльцо под рундучной кровлей с западной стороны и алтарная апсида – с восточной. Апсида поделена на две алтарные части, в северной расположен престол в честь великомученика Георгия, в южной престол в честь святых мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Поверх «четверика» установлен восьмиугольный сруб – «восьмерик», на котором устроен «шатёр» восьмигранная пирамидальная крыша, что сделано для отталкивания влаги. Венчает «шатёр» глава с крестом. Высота храма до верхней точки креста составляет 39 метров. Такие церкви были мощным выражением общности разбросанных на северных просторах деревень.

У каждого своя изба

Значительную часть музея занимают традиционные деревянные здания. Каждый из 12 привезенных на территорию «Семенково» домов – пример многообразной северной архитектуры. Один таких образцов – дом А. Е. Болотовой из деревни Королевская Нюксенского района, расположенного на северо-востоке Вологодской области. Основная часть двухэтажного дома была построена в конце XIX века. Нижний уровень дома использовался как складское помещение и место для размещения домашнего скота. Главное жилое помещение (зимняя изба) располагалось на втором уровне и отапливалось каменной печью, служившей также для приготовления пищи. В задней части второго уровня называли «поветью» и это большое пространство отводилось для хранения сена и сельскохозяйственных инструментов. 

С увеличением благосостояния владельцев в конце XIX века изба с правой части была расширена прямоугольной пристройкой – «прирубом». Таким образом, в центре здания оказывались две примыкающие друг к другу стены. Такой тип планировки дома называют «шестистенком», когда дом имеет 4 внешние стены и две совмещенные внутренние.

Над перестроенным таким образом домом была устроена новая кровля с богато декорированным балконом, идущим вдоль всего фронтона и защищающим стены главного фасада дома от осадков. Главный вход был помещен сбоку и представляет собой высокое на столбах крыльцо с рундучной кровлей.

Перпендикулярно основной линии дома «изба – сени – хозяйственная часть» присоединён одноэтажный зимник, или зимовка, который легче было обогреть в холодное время года. Часть семьи могла переселиться туда на время морозов, туда же могли забирать молодняк домашнего скота, которому холодно в хлевах, расположенных на нижнем уровне хозяйственной части дома.

Изба Поповой

Невдалеке от дома Болотовой располагается дом А.И. Поповой, привезенный в музей в 1988 году. Он был построен в конце XIX века в деревне Внуково Тотемского района, который расположен на северо-востоке от Вологды. В музее «Семёнково» представлена рядная планировка, которая представляет типичное расположение домов в северных деревнях.

Как и дом Болотовой, дом Поповой прямоугольный в плане: дом типа «брус» (жилая часть, сени и хоздвор располагаются по одной линии), в двух уровнях. Под кровлей имеется горница – дополнительное жилое помещение, используемое летом. Балкон выступает за линию главного фасада.

Дом Поповой – дом-«шестистенок», срубы обеих изб которого построены одновременно. Пространство между двумя центральными стенами шире и используется для размещения лестницы, ведущей на второй уровень дома.

Каждое из двух жилых помещений дома (изб) Поповой оборудовано большой каменной печью. Главный вход с крыльцом расположен по центру главного фасада. Есть также боковой вход меньшего размера с бокового фасада и широкий взвоз, ведущий на поветь на заднем фасаде дома.

Дом Уланова

Одним из примеров сложного устройства дома является Дом А.И. Уланова, возведенный в конце XIX – начале XX веков в деревне Заречье Нюксенского района и перевезенный в музей «Семенково» в 1991 году. В основе всей конструкции – четырехстенная прямоугольная форма. Дом представляет собой дом-двор однорядной связи «брус» в двух уровнях и декорированным балконом под широким навесом крыши. На самом верху крыши – «охлупень» – венчающее кровлю бревно с расширяющимся концом в форме лошадиной головы.

Данный дом представляет собой дом-двор однорядной связи «брус», когда летняя изба (жилое помещение спереди), сени и хозяйственный двор расположены по одной оси. Сбоку пристроена зимняя изба на высоком подклете, стоящая параллельно к основной оси, а не перпендикулярно, как сделано в доме Болотовой. Главный вход в в дом происходит через крыльцо, расположенное между летней и зимними избами. На боковом фасаде имеется взвоз – въезд в виде пандуса на второй уровень хозяйственного двора.

Дом Жукова

Среди простых образцов деревянных домов – дом Л.Г. Жукова, построенный в конце XIX века в деревне Калининское Тотемского района и перемещенный в музей в 1988 году. Эта изба на высоком подклете вместе с привычными четырьмя стенами обладает пятой стеной, уходящей от передней стены в глубину дома. 

Вход в дом расположен на правом боковом фасаде через внутреннее крыльцо. Сперва мы попадаем в сени, которые соединяют жилую и хозяйственную части дома.

Другой образец пятистенка – дом У.Е. Пудовой, возведенный в конце XIX века в деревне Мальчевская Нюксенского района и перевезенный в музее в 1990 году. 

Главный фасад дома украшен изящным балконом, выполненным в форме дуги. Планировка второго жилого уровня имеет название «дом важского типа», когда в одну линию выстроены: летняя изба – летние сени - поветь (сеновал) - зимние сени - зимняя изба. В зимние сени имеется отдельное низкое крыльцо, расположенное рядом со взвозом – въезд в виде пандуса на поветь (сеновал).

С левой части дома располагается стая –длинный закрытый сруб для мелкого рогатого скота. Интерьер, как и в других домах «Семенково», выполнен традиционно, так чтобы обеспечить удобство, эстетику и выживание людей в суровых условиях Севера.

Дом Копылова и остальные образцы

Дом Копылова был привезен в музей в 2009 году из деревни Коростелево Сямженского района, в которой он был построен в 1881 году. Фасад дома венчает празднично украшенный балкон. Главная входная дверь и крыльцо находятся со стороны левой стены, с правой же – к дому пристроена небольшого размера зимовка. Очередной пример строительного решения для жизни в условиях суровых зим.

Одной из разновидностей пятистенной планировки является дом В.В. Храпова конца XIX века. Дом перевезен в музей из деревни Бор Нюксенского района в 2005 году.

Избы дома, как и у всех домов в музее Семёнково, на высоком подклете. Вдоль всего главного фасада ниже уровня окон устроена кровелька слива, оформленная парапетом из точеных балясин. Также имеется богато декорированный балкон, тянущийся во всю длину главного фасада. Между кровелькой слива и балконом располагается второй уровень дома. Под крышей имеется сруб светелки, из которой можно выйти на балкон.

Из деревни Ивановская Нюксенского района в музей перевезен дом М.Н. Попова. Основная конструкция дома датируется началом XIX века, изба Попова – старейшая в Семенково. В 1862 году для украшения изба с передней половины была обшита досками. Балкон покрыт росписью с цветочными мотивами с множеством разнообразных деталей.

Дом И.И. Кочкина второй половины XIX века из деревни Андреевская Тарногского района перевезен в «Семенково» в 1987 году. Шестистенная конструкция избы аскетична по устройству и скромней по размерам большинства своих соседей, при этом остается привлекательной своей аутентичностью.

Наименьший по величине дом в «Семенково» – дом Е.Н. Слободиной – был срублен в конце XIX века в деревне Подлипное Тотемского района, в 1987 году перевезен в музей. Простой прямоугольный в плане имеет ограниченное пространство для домашнего скота в подклете, сено же хранилось снаружи под навесом.. Представленные в музее дома свидетельствует о многообразии архитектурно-планировочных решений деревянных домов в зависимости от нужд владельца и наличия необходимых ресурсов.

В заключение

На территории музея «Семенково» размещены также и хозяйственные постройки: амбары, ледники, бани, ветряные мельницы. Среди них – восстановленная баня «по-черному» из деревни Шаньгино Тотемского района, ставшая сейчас частью усадьбы дома Жукова. В такой бане нет трубы, огонь горит внутри печки-каменки, нагревая камни. Дым скапливается во внутреннем пространстве, стены и потолок черные, так как покрыты слоем сажи и копоти. После топки печи ненадолго открывается волоковое окно, через которое выпускается дым. Я бывал в подобной бане и могу сказать – довольно сносно; запах дыма смывается целиком обильным обливанием водой с мылом.

Благодарим за уточнения и дополнения сотрудников Архитектурно-этнографического музея «Семенково»

Полная информация по объектам – на сайте музея «Семенково» в разделе «Памятники» 

Виртуальный тур по музею «Семенково»

***

Читайте также: Образы Страшного суда: фрескам Софийского собора посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Ильинская церковь в Цыпино: возрождению шедевра деревянного зодчества посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Чарующие деревянные храмы к северу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: На полпути между столицами России: Вытегре посвящен большой материал Уильяма Брумфилда

Читайте также: Уильям Брумфилд: «Сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря – настоящее чудо русской культуры»

Читайте также: Резной иконостас Троице-Гледенского монастыря: Уильям Брумфилд о барочном величии Русского Севера

Читайте также: Храм-крепость на Русском Севере: Успенской церкви в Белозерске посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: «Огнь и жупел в соборе на Русском Севере»: фрескам Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря посвящена статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: Мистический и живописный: истории Воскресенского Горицкого монастыря посвящена статья Уильяма Брумфилда

Теги: Уильям Брумфилд, Семенково
Уильям Брумфилд. Фото Уильяма Брумфилда, Сергея Прокудина-Горского. Перевод Андрея Козлова

Новости по теме