19 марта исполнилось 120 лет со дня рождения художника-графика Василия Сигорского, который вошел в историю советского искусства как мастер городского пейзажа. Проект «Арт-мозаика» рассказывает о вологодской картине художника «Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове».

Родился Сигорский в 1920 году в Чите, юность его прошла в Вологде. Именно здесь он брал первые уроки рисования в частной школе Е. Н. Волковой. Совсем юным пошел добровольцем в Красную Армию. После демобилизации в 1920 году работал в Государственных художественных мастерских Вологды, в организации которых в свое время принимал активное участие. В 1921 году Сигорский поступает в московский Вхутемас, где учится у известных мастеров живописи и графики, одним из любимых учителей был Р. Р. Фальк, «прекрасный человек и педагог», как писал о нем художник. После окончания Вхутемаса художник начал работать в полиграфии, сотрудничая с различными издательствами. Мирную творческую работу нарушила война. Художник принимает участие в создании «Окон ТАСС», в оформлении «Боевых листков», создает ряд плакатов на военную тему. В годы войны Сигорский был на передовой в буквальном смысле слова: воевал и рисовал в то же время. В 1945 году был демобилизован из армии.

Большую часть жизни художник прожил в Москве, поэтому не случайно именно Москва занимает значительное место в искусстве Сигорского, при этом многочисленные графические работы посвящены и другим старинным русским городам: Ярославлю, Ростову Великому, Белозерску, Вологде. Графические листы автора объединяются в несколько циклов: «Москва», «По старым русским городам», «По земле Вологодской». Художник любил Вологду. Она вдохновляла его на создание пейзажей, полных романтической взволнованности. Упорная ежедневная работа на натуре делала мастерство художника более точным, уверенным, зрелым, это помогало рождению неожиданных композиционных приемов, подсказывало то или иное цветовое решение.

К изображению наиболее знаковых вологодских мест художник обращался неоднократно: белокаменная София как символ старинного города, церковь Андрея Первозванного, возвышающаяся на берегу тихой реки, – вот одни из излюбленных мотивов вологодской серии. И это были не просто виды памятников старины в окружении современных построек. В произведениях Сигорского выявлялось стремление раскрыть богатство духовной культуры народа, веками создававшего замечательные шедевры зодчества, показать связь и преемственность поколений. Все это обогащало образ города современного, будь то Москва или Вологда. Примером такого органичного сосуществования эпох в одном временном пространстве может стать одна из самых характерных для творчества автора работа – «Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове», выполненная в 1967 году.

При работе с натуры художник отдавал предпочтение гуаши. Эта водяная краска, обладая кроющими свойствами, послушно следует движению кисти и позволяет быстро вносить нужные исправления. Некая «незавершенность» произведения является также характерной особенностью в творчестве автора. В работе художник использует ограниченную цветовую палитру, изображение построено на тональной градации серого, автор применяет локальный открытый цвет лишь в качестве декоративного акцента: красные пятна на дорожном знаке и грузовичке, стоящем у храма; синие пятна – на массивном куполе церкви, в одежде рабочих и припорошенных снегом лодках. Локальное плоскостное цветовое пятно острее подчеркивает конструктивную ясность архитектурных форм, яснее выявляет пространственные планы. Прошлое и настоящее города живет в людях, поэтому так часто героями его произведений становятся простые горожане или люди труда, создающие образ времени, и образ этот притягательно светел. Именно в соединении исполнительского мастерства, исторического знания и осмысления архитектурно-бытового уклада жизни современного художнику города видится сегодня большая художественная значимость той уникальной изобразительной летописи Вологды, которую оставил нам художник.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика, Василий Сигорский

Новости по теме