Великий Устюг

Экскурсия по Великому Устюгу

Такой маленький и такой великий

Сейчас, наверное, трудно представить, что этот маленький тихий провинциальный городок с населением чуть больше 30 тысяч человек был одним из крупнейших городов Древней Руси. И одним из самых богатых: товарооборот устюжских ярмарок не уступал столичным. Датой основания города считается 1147 год, и в прошлом году Устюг отмечал 870-летие вместе с Москвой и Вологдой. Поселение, основанное в устье реки Юг, было названо Усть-Югом или Устюгом. Титул «великий» город получает при Иване Грозном: в XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что царь включил его в число опричных городов, дававших деньги на государев обиход. Что позволило Устюгу стать крупнейшим торговым центром Руси? Выгодное географическое положение: город был важнейшим пунктом на пути по Сухоне и Северной Двине в Белое море, через которое велась вся внешняя торговля Руси.

Великий Устюг – родина выдающихся мореходов и землепроходцев, сыгравших большую роль в освоении Сибири и Русской Америки.

Памятник Семену Дежнёву

Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Михаил Неводчиков, Василий Шилов, Владимир Атласов, Афанасий Бахов, Никита Шалауров – все это устюжане-землепроходцы, люди, которые отправлялись в Сибирь, открывали новые земли и способствовали тому, чтобы границы российского государства отодвинулись далеко на восток.

Богатейшие устюжские купцы – Босые, Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Ревякины – вкладывали часть своих капиталов в строительство каменных храмов, поэтому неудивительно, что в XVIII веке Устюг называли городом 40 церквей. Даже была такая поговорка: «В Устюге церквей больше, чем парней». И хоть сейчас там парней заметно прибавилось, а церквей, к сожалению, наоборот, Устюг по-прежнему остается городом храмов.

Чтобы в этом убедиться, не обязательно пересчитывать церковные постройки. Лучше всего отправиться на противоположный берег Сухоны, где находится деревня Дымково, и полюбоваться открывающейся отсюда красотой. Одна из самых популярных фотографий Устюга – вид на Соборное дворище через каменные ворота – сделана как раз в Дымкове.

Соборное дворище – духовный центр города. В уникальный храмовый комплекс входят собор Успения Пресвятой Богородицы, собор святого Прокопия Праведного, собор святого Иоанна Устюжского, церковь Богоявления Господня (Власия Севастийского), церковь Алексия митрополита Московского, Архиерейское подворье.

Соборное дворище

Главный устюжский храм – Успенский собор. Это один из первых каменных соборов на всем Русском Севере. Он был построен в XVII веке по образцу своего кремлевского тезки на месте ранее сгоревшего деревянного собора (а их было семь, и история храма насчитывает более семи веков). Колокольня Успенского собора – самое высокое здание Устюга, ее высота 50 метров.

Успенский собор

Особо чтимым образом собора была выносная чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия». В летописях описывается одно из чудес, связанных с иконой. В XIV веке большой новгородский отряд напал на Устюг, ограбил и сжег Успенский собор. И когда новгородцы погрузили в свои суда все захваченное добро, в том числе иконы и пленников, корабли не смогли сдвинуться с места. Тогда один из новгородцев посоветовал связать чудотворную икону Богородицы Одигитрии из Успенского собора – ведь пленник на чужую сторону по своей воле никогда не ходит. Икону связали убрусами, и насад поплыл. Но по дороге ушкуйников (русских пиратов) настигла страшная кара: одни ослепли, других стало «коробить и корчить». Владыка Новгородский Иоанн, узнав о святотатстве, повелел новгородцам покаяться, вернуть в Устюг иконы и пленников и послал туда мастеров, которые вновь отстроили сожженный собор.

Успенский собор. Адрес: Советский пр., 62

На паперти Успенского собора жил Прокопий Праведный (? – 1303), небесный покровитель города.

Согласно житию, Прокопий был любекским ганзейским купцом. После смерти отца он покинул Восточную Пруссию, погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В выборе места нет ничего удивительного – в то время морской путь Любек – Новгород был привычным маршрутом ганзейских купцов.

Когда купец прибыл в Новгород, он был настолько поражен количеством и красотою храмов, звоном колоколов, торжественностью обрядов, набожностью и усердием народа к церковным службам, что решил принять православие. Прокопий раздает свои товары новгородским нищим и уходит в монастырь. Новгородцы, пораженные поступком иноземного купца, стали приходить в монастырь посмотреть на него, называли его святым. Поняв, что людская слава лишает славы небесной, что настоящий христианин должен творить добрые дела тайно, он просит позволения уйти из монастыря. Так Прокопий уходит из обители «на восток» и принимает на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради – Прокопий Праведный считается первым юродивым на Руси в миру.

Устюжане встретили гостя неприветливо, он же смиренно переносил насмешки (Прокопий ходил в лохмотьях, с тремя кочергами, в сапогах без подошв) и побои. А ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, прося у Бога полезное устюжанам. Прокопия часто изображают с тремя кочергами. С их помощью он подавал знаки: если Прокопий носил кочерги изогнутым концом вверх, значит, в городе всё должно было быть благополучно, если опускал вниз, то надо было к чему-то готовиться – наводнению, пожару, моровой язве или неурожаю.

Святые Прокопий и Иоанн Устюжские

Одно из главных чудес, после которого Прокопия стали почитать, – спасение города от «каменной тучи». Событие это описано в житии святого под 1290-м годом. За неделю до бедствия Прокопий начал со слезами на глазах призывать устюжан каяться и молиться, предупреждал, что Господь гневается на них и собирается стереть их город с лица земли. Но горожане не поверили ему. И вот в июне, в солнечный воскресный день, на небе появляется черная туча, разражается страшная гроза. Жители бросаются в самое укрепленное и безопасное здание города – соборный храм, где находят молящегося за спасение города Прокопия, и сами начинают усердно молиться. Тогда буря уходит от города, а каменный дождь «проливается» в 20 верстах над лесом. Местечко, где это, по преданию, произошло, называлось Котовалово. Там действительно можно видеть россыпь крупных валунов, происхождение которой точно не установлено. В Устюге рассказывают, что еще один камень, подобранный с места падения «каменной тучи», был передан мэру Москвы Юрию Лужкову и вмонтирован в стену строящегося храма Христа Спасителя.

Чудо произошло и при кончине Прокопия. Он знал, когда ему предстоит уйти, и пришел на могилу своего друга Киприана, основателя Михайло-Архангельского монастыря – там и умер. Было это 21 июля, в самый жаркий месяц года, однако утром устюжане увидели, что вся земля покрыта снегом. Но снег вскоре растаял, при этом не причинив никакого вреда посевам. На службе в этот день с удивлением заметили отсутствие Прокопия, который за 50 лет никогда ее не пропускал. Его тело нашли только на третий день у стен монастыря, оно было покрыто целым сугробом нерастаявшего снега. Там святого и похоронили, как он сам просил при жизни. А на гроб положили камень, на котором Прокопий любил сидеть, провожая идущие по Сухоне суда.

В XVII веке году богатый купец Афанасий Гусельников на месте прежней деревянной церкви построил каменный собор Прокопия Праведного. И в основании церкви был заложен камень, выпавший, по преданию, из той самой тучи. Сейчас видна только часть этого камня, как вершина айсберга. Украшает собор великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас.

Собор Прокопия Праведного. Адрес ул. Набережная, 57

Гости города порой удивляются, почему купола храма черные? Это патина на меди.

Буквально в паре метров от собора Прокопия Праведного находится собор Иоанна Праведного (XVII в). Церковь построена над мощами блаженного Иоанна.

Собор Иоанна Праведного. Адрес: ул. Набережная, 56

Иоанн принял на себя подвиг юродства, жил на соборной площади в хижине, где проводил ночи в неустанной молитве.

Собор Иоанна Праведного

По преданию, он получил дар пророчества и исцеления и умер молодым – 18-ти лет от роду.

Церковь Богоявления Господня (Власия Севастийского) XVII века примечательна тем, что до наших дней сохранила свой первоначальный облик. 

Церковь Богоявления

Она строилась для повседневных нужд Соборного дворища, поэтому имеет весьма непритязательные архитектурные формы. 

Церковь святителя Алексия митрополита Московского, история которой насчитывает более 500 лет, является высотной доминантой комплекса устюжского архиерейского дома.

Вид на церковь святителя Алексия митрополита Московского с колокольни Успенского собора

В XIX веке одна из палат архиерейского дома на средства горожан была перестроена в двухэтажную Спасо-Всеградскую церковь.

Михайло-Архангельский монастырь – второй по значению архитектурный ансамбль города, основные каменные здания которого выстроены во второй половине XVII века.

Справа от монументального пятиглавого Михайло-Архангельского собора с высокой шатровой колокольней находится церковь Введения. Перед главным входом в собор – живописная Владимирская надвратная церковь, а рядом с ней – миниатюрная церковь Преполовения Пятидесятницы, возведенная над местом погребения основателя обители преподобного Киприана. Монастырь окружен невысокими каменными стенами со Святыми вратами. Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас.

Комплекс построек бывшего Спасо-Преображенского женского монастыря расположен в центре Комсомольского сквера.

Спасо-Преображенский монастырь, церковь Преображения

До наших дней из всех монастырских построек сохранились две каменные церкви: Преображения (XVII в.) и Сретения (XVIII в). Здания обеих церквей используются Великоустюгским центральным архивом.

Одна из лучших русских построек середины XVII века – церковь Вознесения.

Церковь Вознесения. В настоящее время в храме расположен Музей древнерусского искусства. Адрес: Советский проспект, 84

Это, пожалуй, самый нарядный устюжский храм: он весь украшен различными фигурными наличниками и карнизами, несколькими ярусами кокошников, сверкающими изразцами. 

Церковь Вознесения, пожалуй, самый нарядный устюжский храм

А интерьер церкви Вознесения – цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII века. В настоящее время в храме расположен музей древнерусского искусства.

Николо-Гостинская церковь (XVII в.) – это самый ранний сохранившийся пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.

Николо-Гостинская церковь. Сегодня здесь музей этнографии. Адрес: ул. Набережная, 66

В 1986 году в Никольской церкви был открыт выставочный зал музея, сегодня здесь музей этнографии.

Церковь Чуда Архистратига Михаила в Хонех (XIX в.) – единственный храм, сохранившийся до наших дней, на территории Городища – настоящей крепости, сооружённой на рубеже XIV–XV веков.

При взгляде на церковь Жён Мироносиц (XVIII в.) сразу бросается в глаза то, как храм вытянут в длину. Его нижний этаж оставлен без декора, зато верхний украшен в стиле нарышкинского барокко.

Церковь Жён Мироносиц. Адрес: пл. Коммуны, 7

Особенность храма – высокое крыльцо, декорированное изразцами.

Церковь Жён Мироносиц. Особенность храма – высокое крыльцо, декорированное изразцами

С 1998 года в храме располагается музей новогодней и рождественской игрушки

Богато декорированная церковь Симеона Столпника (XVIII в.) существенно отличается от других храмов города.

Церковь Симеона Столпника. Адрес: ул. Энгельса, 1

Это единственный сохранившийся в Устюге храм, в котором видны черты западноевропейского барокко: круглые окна, волюты на фасаде, барочные наличники. Достопримечательность храма – изразцовые капители изумрудно-зеленого цвета работы устюжских гончаров.

Достопримечательность храма – изразцовые капители изумрудно-зеленого цвета

Внутреннее убранство церкви, к сожалению, утрачено. Сохранилась лишь древняя храмовая икона «Симеон Столпник в житии» XVI века. Она находится в Третьяковской галерее.

Церковь Ильи Пророка (XVII в.) ныне пустует.

Церковь Ильи Пророка. Адрес: ул. Набережная, 49

Церковь Леонтия Ростовского (XVIII в.) активно восстанавливается.

Церковь Леонтия Ростовского. Адрес: ул. Набережная, 45

Украшают набережную реки Сухоны и памятники гражданской архитектуры. Между церковью Ильи Пророка и Леонтия Ростовского находится усадьба Булдакова (XIX в.), выстроенная по приказу известного купца, директора Российско-Американской торговой компании Михаила Матвеевича Булдакова. Главный дом и два флигеля объединены оградой, украшенной лежащими чугунными львами.

Главный дом и два флигеля усадьбы Булдакова объединены оградой, украшенной лежащими чугунными львами

Во дворе находится усадебный парк – в свое время это был первый в Устюге общественный сад.

В бывшем усадебном доме в разное время находились мужская гимназия, институт народного образования, педтехникум, пехотное училище и учительский институт. Здание неоднократно перестраивалось. 

В доме купца Усова сейчас расположены экспозиции музея истории и культуры Великого Устюга, а в хозяйственном флигеле – отдел природы.

В доме купца Усова расположены экспозиции музея истории и культуры Великого Устюга. Адрес: ул. Набережная, 64

Двухэтажный каменный особняк в стиле классицизма был построен в конце XVIII века.

Детский музейный центр занимает не менее монументальное здание. Он находится в доме Аленёвых-Чебаевских.

Детский музейный центр находится в доме Аленёвых-Чебаевских. Адрес: Советский пр., 60

Двухэтажное здание П-образной формы выстроено в XIX веке в подражание столичным образцам.

***

Храмы Дымковской слободы расположены на правом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища. До наших дней дошли пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней и одноглавый зимний храм Сергия Радонежского XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. На одном из фасадов храма Дмитрия Солунского сохранился пятиметровый живописный образ Спаса Вседержителя.

***

Добраться до Великого Устюга и не посмотреть Опоки было бы непростительной ошибкой.

Опоки – один из красивейших памятников природы Вологодской области. Находятся они на реке Сухоне, примерно в 70 километрах от Устюга.  Своим бурным течением река обнажила 70-метровый слой глин и мергелей (камнеподобных горных пород), которым более 250 миллионов лет. Сверху  «сухонские скалы» покрыты лесом.

Примерно в одном километре ниже по течению, рядом с деревней Братское, фонтанирует самоизливающаяся скважина, пробуренная в 1941 году во время инженерно-геологических изысканий. Добраться до фонтана поможет перевозчик с лодкой.

В 1940-1947 годах здесь была зона ГУЛАГа  с тысячей заключённых, которые строили судоходный шлюз. В апреле 1947 года шлюз снесло при ледоходе, и лагерь ликвидировали. В 1997 году над излучиной реки был установлен поклонный крест «Без вины страдавшим».

Адрес: Великоустюгский район, с/п Опокское, д. Порог.


Главные достопримечательности Великого Устюга