Достоевский не очень любил свою повесть «Дядюшкин сон», написанную им после чудом избегнутой смертной казни, острога и каторги. Еще при жизни ему не раз предлагали написать инсценировку повести, но он отказывался. Однако несмотря на авторскую нелюбовь, «Дядюшкин сон» ждала довольно счастливая сценическая судьба: его много раз ставили на театральных подмостках и как минимум дважды экранизировали. Один из фильмов – режиссера Константина Воинова – снимался в 1966 году в Вологде, чем навсегда привязал город Мордасов, придуманный Достоевским, к вологодским пейзажам.

В этом году Вологда опять увидит «Дядюшкин сон» – на сей раз спектакль по повести Федора Михайловича ставит к открытию сезона в Вологодском драматическом театре молодой режиссер из Санкт-Петербурга Инна Аронова. Работа над «фантасмагорической трагикомедией “Сон”» почти завершена. Cultinfo побывал на прогоне спектакля и в перерывах между репетициями успел задать несколько вопросов режиссеру.

Инна, вологодские зрители почти ничего не знают о вас. Вы молодой режиссер, окончили факультет искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в 2016 году. В Вологде спектакль ставите впервые. Поэтому – несколько слов о себе.

По первому образованию я специалист по связям с общественностью. А в театре я оказалась, потому что… люблю театр. Это очень абстрактно звучит, но по-другому не скажешь. Я всегда хотела, чтобы моя жизнь была связана с театром, хотя у меня совершенно не театральная семья. Правда, в какой-то момент я побоялась сделать такой шаг, и поэтому после школы поступила в ЛЭТИ на гуманитарный факультет. Но чем дальше, тем больше понимала, что это уводит меня от основного вектора. Поэтому я начала поступать в театральный и поступала семь раз. Я очень упрямый человек. На седьмой раз я победила. И, наверное, этот опыт мне очень помог: я поняла, что если ты в какой-то момент твоей жизни испугаешься, то потом, когда пройдет время, тебе будет трудно вернуться в эту исходную точку. Поэтому нужно настойчиво добиваться своего, если ты точно знаешь, что этого хочешь.

Какой по счету спектакль вы ставите?

Это моя седьмая работа в качестве режиссера – не считая студенческих.

Как вы оказались в качестве режиссера в Вологодском драмтеатре?

Я рассылала свое резюме в те театры, в которых мне было бы интересно поработать. Послала и в Вологодский драмтеатр – еще предыдущему худруку Зурабу Нанобашвили. Он мне перезвонил и попросил меня прислать разработки моих спектаклей. Посмотрев мои экспликации, он предложил мне поставить «Дядюшкин сон». Я с удовольствием взялась за эту постановку: Достоевский мне очень интересен, я уже работала с его произведениями.

А чья инсценировка – ведь у Достоевского «Дядюшкин сон» не пьеса, а повесть?

Инсценировку я написала сама. Естественно, в прозаическом произведении много линий и тем – для постановки нужно отбирать главное, всё вынести на сцену невозможно. Я отобрала то, что было созвучно именно с моим пониманием жизни.

Вы назвали спектакль «Сон» – почему?

Намеренно. Потому что это не только сон дядюшки, но и сон каждого – не только персонажа на сцене, но и в принципе каждого человека. Каждому, наверное, знакома «жизнь как во сне», жизнь по инерции. Мы просыпаемся с утра, завтракаем, идем на работу, возвращаемся, ужинаем, смотрим любимый сериал, ложимся спать. И так каждый день, день за днем – это похоже на тягучий, нескончаемый сон. То же самое у персонажей нашего спектакля. Мы будем исследовать эту жизнь-сон, как она протекает, к чему приводит.

Наша история намеренно не привязана к исторической эпохе: у нас нет париков, длинных платьев, всех этих атрибутов времени; декорации также условны и символичны. Нам хотелось сказать, что проблемы человеческие, которые были 150 лет назад и раньше, они остаются и сейчас, и будут всегда.

Кому из артистов вы доверили исполнение главных ролей?

Тут основной вопрос, кто в спектакле главный. Вообще, в постановке довольно много – почти полтора десятка – действующих лиц. Это такой многофигурный материал, обеспечивающий полифонию – как и должно быть у Достоевского. Репетируют спектакль 17 артистов (трое играют в дубль). И каждому из них на репетиции я говорю, что он главный. Потому что даже от самой маленькой роли зависит организм под названием «спектакль».

Если подходить с формальной точки зрения, главными всегда называют дядюшку – князя К. и Марью Александровну Москалеву. Князя играет заслуженный артист России Аркадий Сергеевич Печкин – обаятельнейший, харизматичный, чуткий, душевный, потрясающе органичный в этой роли. Впавший в воспоминания о былых днях, он живет какой-то другой, несовременной жизнью. А куда это его приведет, будет видно в конце спектакля.

Москалеву играет Нина Николаевна Скрябкова – актриса очень мощного темперамента, необыкновенно работоспособная, очень энергичная, сметающая все на своем пути.

Еще в нашем спектакле есть два героя, которых нет у Достоевского. Это как бы сам Достоевский – точнее, автор, а также его ученик. Это такой собирательный образ, в уста которого вложены цитаты из произведения, из дневников писателя, из писем. С их помощью приоткрывается завеса внутренней писательской кухни – как автор распоряжается своими героями, что он чувствует при этом.

Как вам работается с вологодскими артистами?

В Вологодском драматическом театре очень сильные артисты, с ними прекрасно, комфортно, интересно работать. Они предлагают бездну интересных вещей, способных если не изменить спектакль, то очень его украсить, расставить какие-то акценты и т.д. То, что постановка шла в такой непростой околотеатральной ситуации, связанной со сменой художественного руководителя, не отразилось на отношении артистов к работе. Пожалуй, наоборот: они со всей страстью, со всей энергией бросились в работу – потому что работа спасает.

Коротко – о чем будет спектакль «Сон»?

Достоевский, когда писал «Дядюшкин сон», был сильно влюблен. И еще ему было жизненно необходимо, чтоб его издали, ему нужны были деньги – в том числе для того, чтобы завоевать женщину, которую он любил. Он пишет в дневниках, что любил и страдал, жил эти два года только ею, только этой любовью, хоть потом и окажется, что эта любовь не принесет ему того счастья, к которому он стремился. Однако это состояние влюбленности и страдания – оно чувствуется в повести и хочется, чтоб чувствовалось и в нашем спектакле.

Поэтому наш спектакль – о любви. О той любви, ради которой стоит жить, за которую нужно сражаться. О том, что нужно быть смелым в любви – это самое точное. Если ты упустишь настоящую любовь, то потом будешь всю остальную жизнь жить как во сне, и это будет не самый лучший сон…

Несколько слов о команде, которая делает спектакль.

Соавтором нескольких моих спектаклей, в том числе и «Сна», является художник Елизавета Егорова – выпускница одного из великих современных театральных художников, главного художника БДТ им. Товстоногова Эдуарда Кочергина. Режиссеру непросто найти своего художника, и можно сказать, что нам с Елизаветой повезло: у нас счастливый и плодотворный тандем. Вместе с нами также работали приглашенный художник по свету из Санкт-Петербурга Андрей Горлов, благодаря которому у спектакля получилось интересное световое решение, и композитор Роман Цепелев, написавший для постановки очень атмосферную музыку. К нашей команде присоединилась замечательный вологодский хореограф Наталья Петрова-Рудая, которая создала удивительные пластические вещи в спектакле, добавляющие глубину этой истории, наполняющие ее воздухом и лиричностью.

Премьера фантасмагорической трагикомедии «Сон» в постановке Инны Ароновой на большой сцене Вологодского драматического театра состоится 3 ноября. Начало в 18.00.

Елена Легчанова


Новости по теме