В экспозиции представлены 35 графических работ, созданных как иллюстрации к книге крымского краеведа и экскурсовода Антона Меснянко «Отдыхай, как Пушкин. Невероятные приключения русских писателей в Крыму». С предложением проиллюстрировать книгу к Павлу Пичугину обратилось севастопольское издательство «Альбатрос». «Эта идея меня сразу заинтересовала, хотя раньше к жанру портрета я обращался редко, – признается художник. – Но, хотя я работаю в основном в станковой графике, опыт работы с книгой у меня был: я иллюстрировал стихи петербургского барда Александра Городницкого. Здесь мне понравилось, что нужно было создать целую серию портретов писателей разных эпох, объединенных общей темой – пребыванием в Крыму».

Павел Пичугин – член Союза художников России, преподаватель Российского государственного педагогического университета им. Герцена, заведующий эстампной мастерской кафедры рисунка. С его творчеством вологжане, интересующиеся графикой, хорошо знакомы. Художник несколько раз принимал участие в проходивших в Вологде всероссийских конгрессах экслибриса. Во время VI конгресса в 2017 году в Доме Корбакова прошла его персональная выставка, на которой были представлены серии «Городской пейзаж» и «Библейские сюжеты». Павел Пичугин также познакомил вологжан со своей любимой графической техникой – провел мастер-класс по созданию линогравюры. В этой технике созданы и портреты русских писателей, представленные на новой выставке.

Гравюра на линолеуме относится к техникам высокой печати, когда краска наносится на выступающие части формы, не тронутые резцом (в отличие от глубокой печати – в этом случае оттиск получается благодаря тому, что краска заполняет углубления формы). Как отметила искусствовед Ирина Балашова, работы Пичугина отличают лаконичность и четкость графического языка, ясность и обобщенность изображения. Сам художник считает, что черно-белые гравюры лучше всего взаимодействуют с текстом.

Работа над серией портретов продолжалась полтора года. «Я сразу сказал, что работать буду долго: создание гравюры – трудоемкий процесс, который требует времени, – вспоминает Павел Пичугин. – Много времени ушло и на изучение материала. Саму книгу в процессе работы я прочитал раз пять, а кроме этого нужно было погрузиться в творчество и биографию каждого из героев, узнать о тех местах в Крыму, которые с ними связаны».

35 иллюстраций, украсившие в итоге книгу «Отдыхай, как Пушкин», представлены на новой выставке в Доме Корбакова. Марина Цветаева и Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин и Владимир Маяковский, Константин Батюшков и Александр Пушкин, нобелевские лауреаты Иван Бунин и Александр Солженицын, Эдуард Асадов и Владимир Высоцкий – эти и многие другие имена, соединенные в рамках одной графической серии, создают емкий и впечатляющий образ литературного Крыма.

«Мои работы – не просто портреты, а «рассказ», который надо прочитать, – обращает внимание Павел Пичугин. – Каждого поэта и писателя нужно было связать с местом его пребывания в Крыму, показав какие-то узнаваемые детали. Кроме того, в каждой гравюре есть отсылки к биографии. Например, на портрете фантаста Павла Беляева появляется голова профессора Доуэля, а железная спинка кровати напоминает о том, что писатель тяжело болел и долго лечился в Крыму».

Каждую гравюру действительно можно читать, как рассказ. Чехов, например, изображен с двумя таксами. Хотя Бром Исаевич и Хина Марковна (так звали этих собак) жили с писателем в его подмосковной усадьбе Мелихово, образ собаки так часто встречается в рассказах Чехова, что кажется неотделимым от его личности. А Владимир Маяковский в гравюре Пичугина предстает заядлым бильярдистом: по воспоминаниям современников, он был одним из сильнейших игроков в столице.

Рассмотреть эти и другие гравюры Павла Пичугина и познакомиться с «крымскими» историями классиков русской литературы вологжане успеют до 7 марта. Адрес Дома Корбакова: ул. Октябрьская, 13. Тел.: (8172) 72-55-76, 72-79-02.


Теги: Дом Корбакова, ВОКГ, выставка, графика, павел пичугин
Светлана Гришина

Новости по теме