12+

Вышел в свет сборник статей «Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера»

Сборник подготовлен на основе материалов Межрегиональной научной конференции «Реставрация, хранение и исследование исторического культурного наследия Русского Севера», проходившей в Вологде и в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 10-12 ноября 2010 г.

В состав сборника включены статьи участников конференции по проблемам изучения и сохранения архитектурно-художественного наследия Русского Севера, а также по истории, теории и практике реставрационного дела, археологии, декоративно-прикладного искусства. Значительный раздел в сборнике составляют статьи, представляющие новые открытия вологодских реставраторов в области древнерусского искусства, масляной живописи и графики, исследования по атрибуции новооткрытых произведений. Ряд авторов посвятили свои труды важной проблеме развития гуманитарной сферы на Русском Севере и подготовки высококвалифицированных специалистов в области отечественной истории, искусствоведения, изобразительного искусства и реставрации памятников культуры.

Сборник посвящен 25-летию Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. акад. И. Э. Грабаря и 70-летию организатора филиала профессора Александра Александровича Рыбакова.

Для справки:

А. А. Рыбаков – автор многих научных работ и книг (среди них «Художественные памятники Вологды XIII-XX вв.» Л.,1980; «Устюжна. Череповец. Вытегра. Архитектурно-художественные памятники». Л.,1981; «Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.».М.,1995 и др.). Он – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории ЧГУ, где возглавляет созданную им секцию искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ.

За труды в области реставрации и изучения памятников древнерусского искусства ему присвоена категория художника-реставратора темперной живописи высшей квалификации, он награжден орденами Святого преподобного Андрея Рублева III степени от Русской Православной Церкви и Карла Фаберже III степени от Международного Комитета по наградам Фаберже.

Специальное художественное образование А. А. Рыбаков получил в старинном центре русского иконописания – селе Мстёра Владимирской области, где он окончил живописное отделение художественного училища (1959). В С.-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина изучал историю и теорию искусств (1963-1967). Основы реставрации памятников древнерусской живописи осваивал в реставрационной мастерской Государственного Русского музея под руководством известного художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981).

В 1968 г. Н. В. Перцев и А. А. Рыбаков создают в Вологде Специальную мастерскую по реставрации памятников живописи Вологодской области, реставрируют фрески вологодского Софийского собора и церкви Иоанна Предтечи в Рощенье, обследуют фонды вологодских музеев и раскрывают уникальные произведения древнерусских иконописцев XIV—XVIII вв. На основе их реставрационных открытий создаются первые представительные научные экспозиции древнерусского искусства в музеях Вологды, Великого Устюга, Тотьмы, Череповца, Устюжны, Вытегры.

После возвращения Н. В. Перцева в Ленинград (1972) А. А. Рыбаков возглавляет Вологодскую мастерскую по реставрации памятников живописи, укрепляет ее кадрами, обучив приглашенных молодых сотрудников технико-технологическим приемам и принципам научной реставрации. В 1985 г. по инициативе А. А. Рыбакова, поддержанной академиком Д. С. Лихачевым, в Вологде создан Вологодский филиал ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря.

На обложке: икона «Спас Всемилостивый, с предстоящими вологодскими святыми», работы иконописца Лазаря Ершева, 1778 г. В процессе реставрации. Архангельский областной музей изобразительных искусств. Реставратор А. А. Рыбаков, Вологодский филиал ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря.