12+

Андрей Смирнов: «За достижения и промахи в картине должен отвечать только режиссер»

Режиссер фильма «Белорусский вокзал» рассказал о своей кинематографической биографии и ответил на вопросы вологжан.

Оказалось, что Андрей Смирнов в юности бывал в Вологде, гулял по Соборной горке, и другие члены его семьи были связаны с Вологодчиной: «Мой дед по отцу, инженер-электрик Сергей Алексеевич Смирнов был человек аполитичным, но, тем не менее, трижды сидел в тюрьме (последний раз – в годы войны, когда оба его сына воевали), будучи осужден по доносу. После освобождения он не мог жить в ста крупнейших городах СССР, поэтому сначала поселился в Макеевке на Украине, где был крупнейший металлургический комбинат, а затем переехал в Череповец. Мы с отцом, писателем Сергеем Сергеевичем Смирновым приезжали в Вологду, посетили и деда с бабушкой в Череповце. А второй раз я побывал в Вологде в 14 лет, когда отец собирал материалы для книги о подвиге героев Брестской крепости, искал оставшихся живых участников обороны. Один из них – кузнец Анатолий Виноградов – жил в вашем городе».

Несмотря на успех фильма «Белорусский вокзал», в целом режиссерская карьера Андрея Смирнова складывалась сложно. «Как режиссер я сделал всего несколько фильмов, – говорит он. – Первой моей самостоятельной работой стал снятый в 1967 году фильм «Ангел» по рассказу Юрия Олеши о гражданской войне. Я попытался посмотреть на эти события не так, как у нас было принято – белые плохие, красные хорошие – а как на трагедию народа. В итоге картина была отправлена на полку на 20 с лишним лет».

Нелегко снимался и «Белорусский вокзал». Фильм тоже пострадал от цензуры – сценарий его изначально был гораздо лучше: «Картину трижды останавливали во время съемок, закрывали, потом открывали опять, и, если бы не помощь моего учителя Михаила Ромма, мы бы так ее и не закончили».

Фильма «Осень», снятого по собственному сценарию Андрея Смирнова, зрители почти не знают. Картину обвинили в пропаганде мещанской идеологии, в том, что не показана общественная жизнь, а между тем это была чисто любовная драма, в которой дебютировала в кино Наталья Гундарева.

Затем была еще одна режиссерская работа – фильм «Верой и правдой», большая двухсерийная лента с блестящим набором актеров во главе с Александром Калягиным. Главный герой – архитектор, показаны три эпохи – сталинская, хрущевская и брежневская. Картина была остановлена на половине, многие сцены пришлось переснимать. После этого Смирнов решил прекратить режиссерскую деятельность и вернулся к ней только спустя 30 лет: первые кадры фильма «Жила была одна баба» он снял в 2009 году. «Это единственная моя картина, где все достижения и промахи принадлежат только режиссеру, – признается Андрей Смирнов. – Сценарий фильма я писал в течение 10 лет, и сегодня картина признана кинематографистами: в 2011 году она удостоена кинематографической награды «Ника».

Андрей Смирнов учился во ВГИКе, на курсе Михаила Ромма, и среди его однокашников были Андрей Тарковский, Александр Митта, Виктор Трегубович. А курсом старше у Ромма учился Василий Шукшин, с которым Смирнов был дружен: Шукшин даже играл в одной из его курсовых работ.

Гость VOICES поделился со слушателями мнением о нашумевшем фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», оценив его как адекватный взгляд на сегодняшнюю действительность. Режиссеры дружны и часто общаются. В 2012 году они соперничали на «Нике» – на звание лучшего фильма года претендовали «Елена» Звягинцева и «Жила-была одна баба» Смирнова. 

Записала Татьяна Канунова