Борис Гранатов

О новой постановке, репетиции которой начались в театре после новогодних каникул, рассказал cultinfo художественный руководитель Вологодского ТЮЗа народный артист России Борис Гранатов. Речь также зашла и о других планах театра, о том, как он преодолевает трудности, связанные с пандемией, и в какой творческой форме встречает очередной юбилей.

Борис Александрович, спектакль «Старые песни о нас», поставленный в 2017 году, – один из самых любимых у зрителей. Именно поэтому театр решил снова обратиться к такому материалу?

В первом спектакле рассказывалась – условно, конечно, – история создания нашего театра. ТЮЗ появился в Вологде в 1976 году, и на сцене звучат песни 70-х – 80-х. В этом году у театра юбилей, и мы решили поставить новый подобный спектакль. Но музыка в нем будет другая – песни и мелодии конца 80-х и самого начала 90-х. Время «перестройки».

Режиссером-постановщиком спектакля 2017 года была Ирина Зубжицкая – главный режиссер Ивановского драматического театра, с которой мы давно сотрудничаем. Я начинал переговоры о постановке с ней, но у нее сейчас нет времени: накопилось много работы в своем театре. Над тем спектаклем вместе с ней работала Наталья Петрова-Рудая, наш хореограф и режиссер: она поставила у нас сказку «Зайка-зазнайка» и начала репетировать спектакль «Тот самый Мюнхгаузен». Поэтому спектакль-концерт я предложил сделать ей.

Спектакль «Старые песни о нас» (2017)

Сценарий новых «Старых песен» написали актеры театра Василий Лимонов и Игорь Рудинский, оформят постановку художники Виктор Пушкин и Ольга Резниченко, а заведующая музыкальной частью Лариса Васильева уже вызывает актеров на вокальные репетиции.

Сюжет раскрывать не хочется – должен же быть какой-то сюрприз для зрителя! Скажу только, что у нас в спектакле едет поезд – из прошлого в наши дни, «оттуда – сюда». Это будет музыкальный портрет времени, сквозь которое двигался и развивался наш театр. Как и в первом спектакле. Но если там была обыграна ситуация «Ревизора» (когда выпускников театрального вуза в Доме культуры ошибочно приняли за комиссию проверяющих), то здесь – полностью самостоятельная история. Это время перестройки, и в спектакле есть разные его приметы: и «вареные» джинсы, и новоявленные торгаши, и «Ласковый май», и ламбада…

Спектакль «Старые песни о нас» (2017)

Чем, на ваш взгляд, объясняется сегодняшняя любовь к старой эстраде?

Люди соскучились по хорошим мелодиям, хорошим текстам, хорошим песням. Мне кажется, мода на рэп пройдет, и вряд ли через 20 лет его будут слушать с такой же ностальгией. А мелодии хороших композиторов остаются в памяти навсегда. Причем они и молодежи нравятся. Мы же смотрим, кто приходит к нам на спектакль «Старые песни о нас»: очень много тех, кому 40 и больше, но много и молодых – слушают, аплодируют и радуются. Для них это не воспоминания о прекрасной юности, а просто хорошая музыка.

Нашему театру исполняется 45 лет, и многие из нас хорошо помнят 80-е годы. Я пришел сюда работать в 1985-м, и у меня не осталось ощущения, что это было какое-то темное время, как сейчас принято вспоминать «перестройку» и «лихие 90-е»… Жили и весело, и радостно. Даже в конце 90-х, когда случился дефолт, и зарплаты не было вообще, мы выпускали хорошие спектакли. Я вспоминаю то время с удовольствием.

Спектакль «Старые песни о нас» (2017)

Вернемся к предстоящему юбилею: в каком творческом состоянии театр подходит к своему 45-летию?

В прекрасном! Последние несколько лет я редко провожу сборы труппы. Раньше они проходили регулярно: приходилось обсуждать и дисциплину, и профессиональное отношение к работе. Сейчас, когда мы собираемся, то говорим о наших творческих планах, и мне уже не приходится заставлять артистов заниматься вокалом, танцем и сценическим движением. Артисты прекрасно понимают, что если они не будут заниматься, они не споют и не станцуют. А музыкальных спектаклей у нас в репертуаре много. Первый мюзикл «Тринадцатая звезда» мы поставили еще в 1996 году, потом были и «Человек из Ламанчи», и «Гусарская баллада», и другие. «Алые паруса» идут на сцене уже 8 лет, «Старые песни о нас» – 3 года, и всегда с аншлагом. Залог успеха таких спектаклей в том, что все артисты находятся в хорошей творческой форме, все хотят работать. Конечно, это касается не только мюзиклов, но и других спектаклей, и самостоятельных внеплановых работ актеров, лучшие из которых включаются в репертуар.

Спектакль «Старые песни о нас» (2017)

На злобу дня: ко многим ограничениям в связи с пандемией мы уже почти привыкли, но театру наверняка трудно примириться с ситуацией, когда зал можно заполнить лишь на четверть...

Мы все очень устали от отмен спектаклей. У нас всё было отменено в апреле и мае, понемногу работать со зрителем мы начали только осенью. Спектакль «Тот самый Мюнхгаузен», которым должен был открываться сезон 2020–2021 годов, мы репетировали на сцене всего два дня – 27 и 28 марта, а потом пришлось делать это дистанционно. Из-за нехватки денег в связи с пандемией мы не успели сделать к нему декорации, и теперь его премьера перенесена на май этого года.

Очень ждем разрешения заполнять зал больше, чем на 25%. Понимаю, что без ограничительных мер нельзя, хотя ведь в транспорте и супермаркетах плотность людей больше, чем в театре...

Спектакль «Старые песни о нас» (2017)

Из-за того, что мы несколько месяцев не работали, катастрофически не хватает времени на репетиции новых спектаклей: мы давно не репетировали и не показывали многие спектакли текущего репертуара. Например, сейчас на февраль поставлен «Каменный властелин», который не шел с октября, и чтобы репетировать его, нам придется отменять репетиции «Старых песен – 2». Конечно, в сложившейся ситуации артисты стараются беречь себя, соблюдают все меры предосторожности: у нас небольшая труппа, и если заболел кто-то, занятый даже в небольшой роли, например, в «Алых парусах», то спектакль уже не сыграть.

С какими еще проблемами театр столкнулся в «эпоху коронавируса» и как он их решает?

Нам сократили бюджетное финансирование – пострадали и оплата коммунальных услуг, и новые постановки, и зарплата. А разрешенные 25% заполняемости зала не дают возможности заработать. Но мы репетируем, делаем декорации – одним словом, выкручиваемся, хотя приходится нелегко. По плану театр должен ставить 5 спектаклей в год, один из них финансируется из федерального бюджета по программе поддержки театров для детей и молодежи. На каждый спектакль нужно как минимум полтора месяца репетиционного времени, и любые обстоятельства, тормозящие процесс, ставят под угрозу своевременный выпуск премьеры.

Спектакль «Варшавский набат» (2020)

Огорчают и другие моменты, не связанные с коронавирусом. Сейчас мы отчитываемся цифрами: столько-то премьер, столько-то показов, столько-то зрителей, столько-то доходов. Но нельзя оценивать работу театра только цифрами. Пять лет назад департаментом культуры и туризма был профинансирован очень хороший проект – фестиваль «Итоги»: театральные критики из Москвы и Санкт-Петербурга отсматривали спектакли вологодских театров, а потом были обсуждения. Такой профессиональный взгляд со стороны необходим театру, чтобы творчески развиваться. Еще раньше у нас регулярно бывала Татьяна Шах-Азизова, московский театральный критик: она хорошо знала репертуар театра и могла судить о его развитии, а для нас было очень полезно выслушать и критические замечания, и положительные моменты. Сейчас такие проекты, к сожалению, не финансируются. Фестиваль премьер «ВОТ» по итогам предыдущего сезона прошел в 2019 году по инициативе Вологодского отделения СТД, но как традиция это не закрепилось.

Что еще в ближайших планах театра?

Премьера спектакля «Старые песни о нас – 2» должна состояться 16 апреля, «Тот самый Мюнхгаузен» – в конце мая. Этим летом планируется проведение фестиваля «Голоса истории» – там мы будем показывать «Варшавский набат», историю о последних днях жизни Януша Корчака. Мы готовили его к фестивалю еще в прошлом году, но из-за пандемии фестиваль не состоялся. Я думаю, что мы покажем его под открытым небом в Консисторском дворе Вологодского кремля. В июне режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин, который поставил у нас «Двенадцать стульев», начнет репетировать спектакль по пьесе Александра Николаевича Островского, скорее всего, «Женитьбу Бальзаминова». Я в это же время буду ставить современную молодежную пьесу (название пока не скажу – идут переговоры с автором), обе эти премьеры планируем на осень.

Спектакль «Варшавский набат» (2020)

Наш театр приглашен на три фестиваля. В мае или в июне в Санкт-Петербурге пройдет фестиваль спектаклей для детей «Арлекин», на котором мы несколько раз бывали. Туда приглашен спектакль «Настоящее неопределенное время». В сентябре в Барнауле ждут наш спектакль «Способный ученик», а в Ярославль на «Розов-Фест», фестиваль в честь драматурга Виктора Розова, пригласили спектакль «Как Зоя гусей кормила». Но мало быть приглашенным на фестиваль – надо еще найти средства, чтобы туда поехать. Если в прежние годы организаторы фестиваля оплачивали проживание, то сейчас всё за счет театров-участников. Зарабатываем мы сейчас минимум, и эти деньги уходят на декорации, костюмы и другие необходимые платежи. Поэтому ищем спонсоров!

Светлана Гришина