Петровский домик – настоящая визитная карточка Вологды, наравне с Софийским собором и колокольней. Его узнаваемая шахматная крыша красуется на открытках и фотографиях более ста тридцати лет. Если продолжить сравнение с вологодской Софией, то в этой «битве» достопримечательностей маленький домик – достойный соперник величественного собора: если собор – первое каменное здание Вологды вообще, то дом Петра – первое гражданское каменное строение города.
Художник Евгений Родионов совершенно не отрицает, что он полное противоречие, а в беседе с улыбкой говорит, что мир познать в принципе невозможно, но не стоит бросать попытки это сделать. Сам он старается смотреть на происходящее вокруг глазами взрослого ребёнка: есть жизненный опыт и знания, и есть желание поиграть, пошутить, а порой и сострить, не стесняясь в «художественных выражениях». Наша беседа – о творческих поисках автора, а также о постоянных героях родионовского мира.
Директор издательства, председатель вологодского Клуба деловых людей Фёдор Суханов – пример того, как бизнес может относиться к культуре. Суханов – постоянный гость выставок и непременный зритель на всех спектаклях, а еще – «второгодник» в Общественном совете областного Департамента культуры
За пределами сцены Андрей Камендов, актер вологодского Театра для детей и молодежи, одевается во все яркое – «чтобы было видно» – и колесит по городу на велосипеде. О том, как от первых неудачных ролей он «докатился» до своих собственных постановок в Доме актера, о жизни на сцене, о «механизмах» современного театра и его магических свойствах Андрей рассказывает читателям весенней «Сферы».
Ну что, вот и он, новый год – «по темно-синей волне средь моря городского плывет в тоске необъяснимой»… Впрочем, впереди праздники и много выходных, а значит, найдется время на всё – и повеселиться, и погрустить немного (если хочется), и почитать новый номер электронного журнала о культуре «Сфера».
«Как затопленный храм в середине реки, я держусь на краю…» Не знаю, какой храм имел в виду Борис Гребенщиков, сочиняя песню «Капитан Белый Снег», но это как будто о крохинской церкви – ее видели все, кто хоть раз добирался до Белозерска через переправу Крохинó или плыл на теплоходе по Шексне. Москвичка Анор Тукаева впервые побывала здесь 10 с лишним лет назад – это место было одним из пунктов маршрута ее путешествий. И оно не отпустило – захотелось не просто вернуться, а сделать всё, чтобы не дать ему исчезнуть.
Редакция cultinfo не сомневается: вы уже украсили новогоднюю елку. А есть ли на ней ватные игрушки? Вологжанам старшего поколения они хорошо знакомы – многочисленные герои сказок, представители разных профессий, животные и даже овощи и фрукты долгие годы радовали советских детей и взрослых. Сегодня увидеть их на елках – для кого-то приятная ностальгия, а для кого-то оригинальное украшение новогодней красавицы. Наша героиня Ольга Брагина давно увлечена ватной игрушкой, и в этом году ее изделия оценило жюри городского конкурса «Сохраним родное».
«Два Егора» – один из немногих молодых местных музыкальных проектов, успешно выступающих за пределами Вологодчины. За плечами у ребят – два альбома и участие во многих музыкальных фестивалях. В поисках приключений группа исколесила полстраны. Егор Ефремов и Егор Кондратьев создают теплую, «ламповую» музыку, их творчество универсально – каждый сможет найти в нем что-то близкое сердцу.
Под Новый 2020 год вологодский ансамбль современной хореографии «Каприз» в очередной раз порадовал своего зрителя фееричной сказкой «Новогодние приключения Маши и Вити», возвратив взрослых в детство, а детям подарив ощущение волшебства, веры в мечту и искреннюю дружбу. Три показа спектакля прошли при полных аншлагах, под несмолкаемые аплодисменты зрителей. После выступления мы встретились с бессменным руководителем «Каприза» Натальей Петровой-Рудой, и разговор вышел долгим и интересным.
Юный виолончелист, внук художественного руководителя Камерного оркестра Вологодской филармонии, заслуженного артиста России Александра Лоскутова попал во Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. Михаилу Лоскутову 14 лет, он учится в Вологодском многопрофильном лицее и успевает совмещать учебу с серьезнейшими занятиями музыкой. Нынешний октябрь он провел в Образовательном центре для одаренных детей «Сириус» в Сочи, где занимался с ведущими музыкантами страны.
Мастер народных художественных промыслов Вологодской области Евгений Курочкин создает удивительной красоты резные изделия из дерева. Премудрости скульптурной резьбы по дереву он постигает более 30 лет. Его игрушки, иконы, панно, тактильные картины и скульптуры наполнены цветом, который подчеркивает естественную текстуру дерева. Изделия представляют необычное сочетание резьбы, живописи и росписи, в каждой из них чувствуется и авторский стиль, и традиции старинного народного промысла.
В этом отделе Вологодского музея-заповедника можно не только познакомиться с историей нашего края через иконопись или традиционные промыслы, но увидеть, чем живет современное вологодское искусство. Можно часами рассматривать рисунки на старинных прялках, разгадывать символы и знаки народной вышивки, представлять, что могли хранить наши предки в расписных массивных сундуках, погрузиться в мир древней иконописи, сохранившей удивительную энергетику своего времени…
Осенний номер «Сферы» готов прогнать ноябрьскую хандру: гарантируем, что с героями наших интервью вам скучать не придется. Юрий Войцеховский рассказывает о восстановлении усадьбы Хвалевское, Ольга Белова вспоминает о знакомстве и семейной жизни с писателем Василием Беловым, коллекционер Сергей Птухин показывает экслибрисы на тему юмора. О художнике-самоучке Георгии Попове говорят его сын, искусствовед и краевед. Год театра в этом номере «отмечаем» вместе с профессиональными театроведами, а о современном танце и народной песне размышляем с Ильей Оши и Оксаной Рейма.
Что может подвигнуть успешного и занятого человека восстанавливать старинную усадьбу, находящуюся в почти руинированном состоянии? Ответ точно знает российский управленец, предприниматель и общественный деятель Юрий Войцеховский, вместе с женой восстановивший усадьбу Хвалевское в Бабаевском районе.
Наш собеседник Сергей Птухин хорошо известен художникам – участникам Всероссийских конгрессов экслибрисов, наверняка узнают его и завсегдатаи выставок графики в картинной галерее. Экономист по профессии (недаром на нескольких его экслибрисах изображены счёты) книголюб и коллекционер, он много лет является президентом всероссийских конгрессов экслибриса. Сейчас, будучи сотрудником Вологодской картинной галереи, участвует в организации выставок графики и, наверное, всех графиков знает по именам. А беседуем мы о его собственной коллекции экслибрисов на тему юмора.
Летом в Музее-квартире В. И. Белова в Вологде прошла творческая встреча с супругой Василия Ивановича Ольгой Сергеевной Беловой. В последние годы Ольга Сергеевна не так часто приезжает в Вологду, хотя на Всероссийских Беловских чтениях всегда присутствует в качестве почетного гостя. Она редко рассказывает о себе, предпочитая говорить о Василии Ивановиче, и потому нам показалось интересным опубликовать то, о чем она поведала на встрече в музее: о себе и своей семье, о знакомстве с Василием Ивановичем, о трудной, но интересной семейной жизни с выдающимся писателем.
Шесть лет назад в Вологде появилось необычное творческое объединение – мастерская традиционного народного женского пения «Покров». Его участницы, молодые девушки и женщины, собираются вместе, чтобы изучать народные песенные традиции. В мастерскую принимают всех, независимо от музыкальных способностей или наличия музыкального образования, главное – желание петь.
«Чтобы стать художником, я вернулся в деревню, всегда помня известное восклицание Ренуара, вызванное желанием одного молодого художника ехать работать в Италию: “Разве у него нет родины!”», – писал Георгий Попов, воспевший тотемскую «щедрую землю». О творчестве признанного мастера, его страсти к литературе и краеведению, а также о музее художника в деревне Слобода побеседовали с искусствоведом, постоянным куратором выставок Георгия Попова Ириной Балашовой, тотемским краеведом Александром Кузнецовым и сыном художника Сергеем Поповым.
Илья Оши – мастер перевоплощений на сцене и в жизни. Профессию архитектора и строительное будущее он играючи сменил на танцевальное настоящее и преподавательскую деятельность. На сцене он творит свою собственную танцевальную реальность! Для учеников он – человек-трамплин, для зрителей – автор непредсказуемых и эпатажных танцевальных постановок, для коллег – соавтор и соучастник рождения творчества.
Было ли у нас в этом году лето, мы так и не поняли, но летней «Сферой» читателей всё равно порадуем. О том, каким человеком был композитор Валерий Гаврилин, вспоминает его супруга, Наталия Евгеньевна. Ирина Горожанова рассказывает, как у вологодских актеров театров появился свой Домик. О секретах популярности и перспективах вологодского кружева рассуждает Мария Агапова.